Русско-японская война нанесла огромный ущерб русскому флоту. Дело было даже не в потере нескольких десятков кораблей. Корабли в то время устаревали очень быстро, и для поддержания хотя бы относительного паритета с ведущими морскими державами нужно было постоянно обновлять их состав. Но потерю более пяти тысяч опытных моряков, офицерский корпус Балтийского флота, погибших в морских сражениях, заместить сразу было очень трудно.
Человеком, который принял на себя тяжелейшую ношу по воссозданию флота перед Первой мировой войной, стал адмирал Николай Оттович фон Эссен. Именно ему флот обязан успешными действиями против германских морских сил в Балтийском море в 1914–1915 годах. И, кто знает, если бы не ранняя смерть 7 мая 1915 года, подругому могли развиваться события на Балтийском море. И не только на флоте. Ведь, как известно, восстания в феврале 1917 года распропагандированных матросов начались именно на линейных кораблях, стоявших без дела в базах и никак не участвовавших в боевых действиях больше года. При фон Эссене, активно занимавшемся боевой подготовкой и имевшем большой авторитет у экипажей кораблей, ничего подобного не могло быть.
Будущий адмирал родился в 1860 году в семье потомственных моряков, служивших России с начала XVIII века. За боевые заслуги члены этой семьи семь раз награждались орденами святого Георгия – не стал исключением и фон Эссен. Он получил образование в Николаевской морской академии и хорошую морскую практику. А в начале русскояпонской войны командовал новейшим для того времени русским крейсером 2го ранга «Новик».
Способный капитан был отмечен адмиралом С.О. Макаровым. Короткое время до трагической гибели, пока прославленный адмирал командовал ПортАртурской эскадрой, он успел сделать ряд важных кадровых перестановок. В частности, Н.О. фон Эссен был назначен командиром броненосца «Севастополь». На этой должности он оставался вплоть до падения ПортАртура в конце декабря 1904 года.
«Севастополь» стал единственным крупным кораблем ПортАртурской эскадры, который не попал в руки японцев. ПортАртур был, несмотря на значительные средства, которые вкладывались в его оборону, довольно уязвимой крепостью. Его внутренний рейд просматривался с окрестных холмов, в том числе со стратегической высоты – горы Высокой. С захватом ее японцами положение эскадры стало безнадежным. Все корабли были выбиты дальнобойной артиллерией, корректируемой с вершины горы Высокой. Все, кроме «Севастополя». Фон Эссен сначала смог замаскировать свой корабль, а затем добился разрешения вывести его на внешний рейд. Здесь корабль отбил все атаки противника, до конца обороны ПортАртура поддерживал огнем русские войска, а после сдачи крепости был затоплен на глубине.
Эта небольшая, но явная удача на фоне общего поражения не осталась незамеченной. Николай Оттович вернулся в Россию еще до окончания вой ны (тогда существовала практика отпускать пленных офицеров «под честное слово» не принимать участие в дальнейших боевых действиях). В апрелемае 1905 года фон Эссен получил отпуск и для поправки здоровья проживал в усадьбе Панаевых у станции Валдайка Николаевской железной дороги. Это современный поселок Лыкошино Бологовского района Тверской области. Отпуск помог моряку поправить здоровье. К сожалению, больше отдохнуть в жизни фон Эссену не пришлось. Известие о цусимской катастрофе немедленно заставило его уехать в Петербург. Годы перед Первой мировой войной прошли в деятельной работе по возрождению флота, созданию морской стратегии России. Принятые тогда решения оказались правильными. Несмотря на значительную нехватку кораблей, Балтийский флот достойно встретил Первую мировую. А сам Н.О. фон Эссен в 1913 году заслужил адмиральский чин.
Действия фон Эссена перед началом Первой мировой войны снискали ему уважение и известность. Он фактически спас Петербург, на свой страх и риск развернув минный отряд флота за день до официального объявления вой ны. Поставленные по его приказу в ночь объявления войны минные заграждения в горле Финского залива резко охладили некоторые головы в немецком генштабе, которые предполагали возможность обстрелов с моря и даже захвата русской столицы. Построенные в рамках предвоенных флотских мероприятий форты надежно прикрыли подходы к стратегическим русским портам. Вплоть до полного развала фронта осенью 1917 года они успешно сдерживали немецкие наступления.
Сам фон Эссен не собирался сидеть сложа руки. Весь остаток 1914 года русский Балтийский флот активными действиями сковывал немецкое судоходство на Балтике, мины ставились даже у немецких портов. В строй начали вступать линейные корабли новейшей постройки – балтийские дредноуты, с современными машинами и артиллерией: «Гангут», «Петропавловск», «Полтава». Четвертым из новых линкоров стал достроенный осенью 1914 года «Севастополь» – в память погибшего в ПортАртуре броненосца. С этими кораблями (кроме «Полтавы») уже Советский Союз встретил Вторую мировую войну. «Севастополь» (называвшийся «Парижская коммуна», с 1943 года – вновь «Севастополь») был флагманским кораблем Черноморского флота.
Именем самого адмирала фон Эссена предполагалось назвать один из новейших кораблей российского флота. Его смерть (адмирал простудился, но отказался взять отпуск, что привело к крупозному воспалению легких и трагическому финалу) стала тяжелым ударом для России. Адмирал был похоронен в Петербурге в Новодевичьем монастыре. Могила, утраченная в ходе революции, восстановлена в 1960 году. Но корабль в сутолоке тогдашних событий в его честь так и не назвали. Однако теперь, кажется, справедливость должна восторжествовать. Принято решение присвоить имя адмирала фон Эссена одному из строящихся новых фрегатов Балтийского флота.
Павел ИВАНОВ