Человек такое существо – ему везде надо: и под водой, и в огне, и в гору, и на скорости и, конечно же, в небо. Просто ходить по земле в земных делах и заботах нам мало.
Особенно манит небо. Хочется – чтобы как птица. Хочется даже тем, кто боится летать на самолетах (там просто парашютов пассажирам не раздают; возможно, в этом причина страха).
Наверное, поэтому людей, которые хотя бы раз в жизни решаютсятаки прыгнуть с парашютом, меньше не становится. На аэродроме Змеёво для всех отважных работает Тверской аэроклуб, где еженедельно, каждое воскресенье, можно почувствовать себя орлом. Если смелости хватит, конечно. Хотя здесь предварительно научат не только правильному поведению в воздухе и приземлению, но и придадут уверенности.
Как это происходит? Запись по телефону и четырехчасовой инструктаж в субботу. Теория – в учебном классе, тренировка практики – на специальных тренажерах: учат правильно приземляться и «болтаться» в воздухе в момент непосредственного падения (с парашютом).
В учебном классе – большой стенд под заголовком «Как вести себя в случае непредвиденной ситуации». Както сразу напрягает. Представляешь себе ситуацию, когда парашют не раскрывается и единственно возможное поведение – зажмуриться и молиться.
Виталий Авдеев, главный в аэроклубе по работе с парашютистамилюбителями, ветеран спецназа ГРУ, на счету которого около пяти тысяч прыжков, снисходительно улыбается:
– Да ничего с вами не случится. У нас девчушкистудентки прыгают. Боятся очень, но потом все равно прыгают.
– Надеюсь, вы хотя бы прицепляете любителя к опытному спортсмену, чтобы они, так сказать, в одной связке летели?
– Зачем? У нас по одному все прыгают.
– А если?..
– Если быть не может. Вопервых, у нас осуществляется тройной контроль технического состояния парашюта. Все наши сотрудники – бывшие десантники, спортсмены, ничего не упустят.
– Проверить парашют – не значит воспользоваться им в воздухе, где со страху можно забыть не только дернуть за кольцо, но и запамятовать, где оно вообще находится.
– В этом случае сработает автоматика. Всё само за вас дернется и раскроется.
– Но люди же иногда ломают рукиноги?
– Ломают иногда. Но это происходит исключительно изза их собственной недисциплинированности. Мы очень четко отрабатываем на земле момент приземления. Если все сделать правильно, никакая часть тела не пострадает.
– А если уже в самолете человек понимает, что он совсемсовсем не может прыгнуть? Боится он так, что жуть, вы что делаете, выталкиваете из самолета?
Виталий Николаевич смеется:
– Когда я пришел сюда работать, мне сразу сказали: «Оставь свои спецназовские приемы, тут другая ситуация, другие люди, гражданские». Конечно же, мы никого насильно не выпихиваем. Но хочу сказать, что за все годы был лишь один случай, когда девушке реально стало плохо от страха и она не смогла сделать прыжок.
На сегодняшний день у Тверского аэроклуба есть одна проблема, но она достаточно серьезная. У клуба нет своего самолета, с которого, собственно, до сих пор и прыгали парашютисты, спортсмены и любители. Он был, но за долгие годы эксплуатации ему понадобился серьезный ремонт. Были найдены деньги, чтобы отправить самолет на завод, отремонтировать, а вот средств, чтобы вернуть его обратно на аэродром, уже нет. В связи с этим график и место прыжков пришлось серьезно поменять. Теперь прыжки осуществляются на аэродроме Ватулино, в пяти километрах от Рузы, в Московской области. Теория в субботу – в Змеёве, практика в воскресенье – в Ватулине, парашютистам предоставляется трансфер.
Но если раньше, при наличии собственного самолета, как говорит Виталий Авдеев, в день приходило (и приезжало из других регионов) до ста человек, прыжки осуществлялись в три подъема, то сегодня желающих парить в небе не уменьшилось, а вот ехать на автобусе 170 километров както уже и не хочется. Однако работники Тверского аэроклуба надеются, что скоро вопрос с возвращением самолета будет решен. Всетаки в Твери хорошая парашютная школа, известная за пределами региона, и этим (даже в плане привлечения туристовэкстремалов) надо пользоваться.
Зато те, кто прошел обучение, доехал до Рузы и прыгнул, наконец получают не только специальную книжку парашютиста, но и, главное, непередаваемые ощущения. Это вам не из иллюминатора «Боинга» на облака смотреть и даже не с тарзанки прыгать. Это настоящий полет, который, говорят, «затягивает» так, что люди, прыгнув однажды, возвращаются снова. Ведь так хочется иногда почувствовать себя настоящей гордой птицей, правда?
Фото Александры ПЕТРОСЯН и из архива Тверского аэроклуба