Скоро начинается новый учебный год, а результаты прошлого обсуждаются до сих пор. Ведь только месяц назад завершилась пора единых государственных экзаменов. Поэтому первым вопросом повестки дня заседания Правительства Тверской области, которое провел губернатор Игорь Руденя, стало рассмотрение результатов проведения ЕГЭ в 2017 году.
Одним из факторов, который влияет на оценку качества образования, является количество выпускников, получивших за экзамен 100 баллов. В этом году такие результаты были продемонстрированы 37 учениками. Среди них есть те, кто решили получать высшее образование в тверских вузах. Например, выпускница средней школы № 46 со 100 баллами по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) планирует учиться в ТвГУ.
Приоритетными предметами остаются обществознание, биология, история и физика. К слову, обществознание из года в год сдают больше половины всех выпускников. Средний балл по обязательным предметам – русскому языку и математике – не сильно отклоняется от общероссийского показателя и равен 70 и 45,5 соответственно. Баллы по базовому уровню математики немного выше, чем в прошлые годы, однако остаются еще достаточно низкими, поэтому два года подряд реализуется проект по работе со школами, которые показывают слабую успеваемость по этому предмету. По итогам этого года из 52 школ, которые в прошлом году были отнесены к такой группе, выпускники 35 школ сдали базовый уровень математики без двоек. В рамках проекта создано сетевое взаимодействие, и главным ресурсным центром по математическому школьному образованию является педагогический коллектив средней школы № 17 Твери.
Третий год подряд наблюдается положительная динамика снижения количества выпускников, которые не преодолевают минимальный порог. В целом сейчас лучшая картина в филологическом направлении – это русский и иностранный языки. Но если опираться на приоритетные задачи, то на новый учебный год перед педагогическими коллективами ставится задача улучшения качества по математическому, географическому и химическому образованию.
– Наблюдается явный дисбаланс в выборе предметов. Обществознание сдают больше половины выпускников. И только 25 процентов выбирают физику. Этот процент на протяжении нескольких лет почти не меняется по всей стране, но им недовольны все ректоры технических университетов. Ведь кто такие эти 25 процентов? Это будущие студенты технических специальностей. Перед страной сейчас стоит серьезная задача – техническое перевооружение, инновационное развитие, и такого процента выбирающих профильным предметом физику сейчас недостаточно, – считает Андрей Твардовский, председатель совета ректоров высших учебных заведений Тверской области.
На новый учебный год задачи в плане ЕГЭ уже определены. Это охват всех пунктов проведения экзаменов видеонаблюдением в режиме онлайн, обеспечение технологией печати экзаменационных материалов и сканирования бланков, а также проведение процедуры по оценке качества образования на основе результатов государственной аттестации. Ряд содержательных изменений ждет государственная аттестация выпускников на протяжении пяти последующих лет. В 2018 году запланирована пилотная апробация введения в 9м классе устной части по русскому языку для допуска к экзамену. Если эксперимент пройдет успешно, то вполне возможно, что вскоре русский язык так же, как и иностранный, будет сдаваться в два дня, сначала устным, затем письменным экзаменом. Ожидаются изменения содержания заданий по ряду школьных предметов. В школы возвращается астрономия как отдельный предмет в 11х классах. Поэтому в контрольно-измерительные материалы по физике будут введены вопросы по разделу «Астрономия». В 2020 году планируется введение обязательного экзамена по истории России, а в 2022 году эту участь может ожидать и иностранный язык.
Мария УСАЧЁВА
Фото Александра СОЛОДКОВА