Преподавателем автошколы Татьяна Ивановна Фетисова работает давно, на ее памяти несколько раз происходили изменения в программах обучения водителей, но нынешние изменения – наиболее существенные.
– В девяностые годы, когда открылись частные автошколы, на вождение выделялось порядка 16 часов, затем, когда я сама училась, увеличилось до 32 часов, а к 2010 году дошло до 50. Теперь стало 56 часов вождения, из них два часа на тренажере. Теоретический курс тоже существенно увеличился, в основном по основам законодательства – правилам дорожного движения. Ввели новый предмет – психофизиологические основы деятельности водителя. По первой помощи ужесточились требования к отработке практических навыков. По устройству автомобиля осталось примерно столько же часов, а еще добавились темы – организация грузовых и пассажирских перевозок.
С увеличением количества обязательных часов выросли и сроки обучения. Теперь, чтобы стать водителем, надо заниматься не менее трех месяцев. Но не только рамки времени изменились. Новые программы потребовали от автошкол значительного обновления материальнотехнической базы.
Нововведения и трудности
Чтобы продолжать подготовку водителей, автошколы обязаны согласовать в управлении ГИБДД новые программы обучения и получить заключения о соответствии учебноматериальной базы установленным требованиям.
Процедура связана с преодолением ряда трудностей, а потому для некоторых она может затянуться. Ситуацию разъясняет Антон Щеглов, и.о. заместителя начальника отдела регистрационноэкзаменационной работы, технического надзора УГИБДД УМВД России по Тверской области:
– Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 92ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступивший в действие 5 ноября 2013 года, установил новый перечень категорий и подкатегорий транспортных средств. В целях реализации данного закона приказом от 26.12.2013 Минобрнауки России № 1408 утверждены 28 примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.
С 12 августа текущего года все автошколы должны разработать на основании новых примерных образовательных программ свои программы и согласовать с ГИБДД. Большинство автошкол с первого раза не представляют программы, соответствующие требованиям. Одни просто распечатывают примерные программы, не адаптируя их к своей школе. Другие, наоборот, уходят за рамки примерной программы, хотя в ней заложен обязательный минимум.
Новая программа состоит из циклов: базовый, который изучается один раз при получении любой категории или подкатегории и перезачитывается при обучении на любую другую категорию; специальный, необходим для подготовки водителей транспортных средств определенной категории или подкатегории; процессиональный цикл, обеспечивающий освоение основ профессии водителя транспортных средств, которые могут осуществлять перевозку пассажиров и грузов. Появился новый предмет – психофизиологические основы деятельности водителя. Поэтому школам необходимо найти именно преподавателей психологии. Обязательным условием стала переподготовка всех мастеров производственного обучения вождению, преподавателей через каждые три года (раньше было через пять лет). У мастеров производственного обучения (инструкторов по вождению) теперь должно быть образование не ниже среднего специального.
Повысились требования программ к материальной базе. Наиболее серьезных затрат потребовало переустройство закрытых площадок. Размер площадки теперь должен составлять не менее 0,24 гектара, площадка должна иметь ограждение, ровное и однородное асфальто или цементобетонное покрытие. Кроме автомобилей, автошколы обязательно должны иметь прицеп, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
Большая часть заключений сейчас находится в стадии написания. Процесс это длительный, так как необходимо проверить всю документацию и учебноматериальную базу каждой автошколы. Если мы выезжаем в школу, а материальная база не соответствует какимто требованиям, то мы вынуждены писать официальный отказ. У школы остается право устранить недоделки, после которых автошколу будет ожидать повторная проверка в течение месяца. Те автошколы, кто реально хочет обучать, очень стараются, постоянно с нами советуются, как правильно сделать то или иное, чтобы не зря вкладывать деньги и потом не переделывать уже сделанное.
Не наступайте на грабли
Управление ГИБДД УМВД России по Тверской области рекомендует лицам, которые в ближайшее время хотят пойти учиться на водителей: прежде чем заключать договор на обучение в автошколе, попросите предъявить согласованные программы подготовки и заверенное печатью госавтоинспекции заключение. В заключении указано, когда оно получено и срок его действия, на который следует обратить внимание. Эти документы должны быть на информационном стенде в каждой автошколе, на интернетсайте. Кроме того, автошкола должна числиться на сайте gibdd.ru.
Бывает, что кандидатам говорят: у нас сейчас заключения нет, но мы его получим через неделюдве, вы ничего не бойтесь, договор с нами заключайте. Не торопитесь соглашаться, даже если вам очень нравится эта автошкола. Лучше дождитесь, когда она получит заключение.
Ученики автошкол, не имеющих заключения о соответствии, не смогут сдать экзамен в ГИБДД. Тем кандидатам в водители, которые пошли учиться в автошколу, не имеющую заключения госавтоинспекции, придется проходить повторное обучение с уже выданным заключением. Если образовательное учреждение и вовсе не получит заключение, тогда окажется, что время и деньги учеников простонапросто выброшены на ветер.
«Перекресток» делится опытом
Автошкола «Перекресток» в Твери (учредитель – АНО «Респект 69») в числе первых согласовала образовательную программу и получила заключение о соответствии. Своим опытом делится директор АНО «Респект 69» Олег Янсон:
– Сейчас многие СМИ неправильно трактуют ситуацию, говоря о том, что автошколы должны получить новые лицензии. Те автошколы, которые были на рынке до сегодняшнего дня, уже имеют лицензии. Сейчас важно иметь не только лицензию, но и согласование образовательной программы, и заключение о соответствии материальнотехнической базы. При согласовании программ многие автошколы делают ошибку в том, что скачивают примерную программу в Интернете и отправляют в ГИБДД, даже не читая. Мы примерную программу не скачивали, а приобрели в специализированной организации. Сначала внимательно прочитали, поняли, что ее необходимо доработать применительно к нашей автошколе. Когда доработали, несколько раз проверили и со спокойной душой отнесли в ГИБДД. Программу согласовали, нас записали в очередь на комиссию, тем временем мы готовили учебную базу. Приобрели наглядные пособия, чтото сделали своими руками – такое тоже допускается, главное, чтобы все соответствовало программе. Вначале нигде невозможно было купить плакаты по новым темам. Поэтому пришлось сделать заказ в Москве и ждать, пока все будет изготовлено, так как в России всего дветри организации, которые продают оборудование для автошкол, поэтому цены очень высокие, а сроки длительные.
Когда подошла наша очередь в ГИБДД, приехала комиссия. Перед комиссией мы тщательно, в соответствии со списком, проверили готовность всех документов и копий, всей нашей базы. Список очень большой, остановлюсь лишь на некоторых моментах.
Обязательно нужен акт самообследования учебноматериальной базы. Этот документ автошкола должна подготовить до согласования программы и выложить на свой официальный сайт. Все, что написано в акте, должно присутствовать в автошколе.
Комиссия проверяет документы на каждое учебное пособие. Если, к примеру, тренажер был приобретен давно и документы потерялись, то очень сложно будет доказать, что он принадлежит именно этой автошколе, а не взят напрокат у коллег.
Тщательно проверяются документы, подтверждающие право пользования учебными транспортными средствами: договор, ПТС, ОСАГО и др. Если автомобиль принадлежит не школе, а частному лицу, должен быть договор аренды. Перед комиссией мы проверили все автомобили, обновили огнетушители, аптечки, документы все перепроверили. Выделили резервный автомобиль, приобрели легкий прицеп, что должно быть обязательно.
Автошкола должна быть укомплектована всеми кадрами, причем квалифицированными. У некоторых школ возникли трудности в поиске преподавателей по новому предмету – психофизиологические основы деятельности водителя. У нас этот предмет будет читать кандидат психологических наук.
Труднее всего для многих школ – привести в соответствие автодромы. Иметь собственную площадку необязательно, можно арендовать. Та площадка, которую мы арендуем, соответствует требованиям, но есть некоторые опасения, что запросы к автодромам будут расти. Сейчас во многих городах строят автоматизированные площадки стоимостью порядка 50 миллионов рублей. Если такой автодром будет построен в Твери, обучение на нем будет очень дорогостоящим. В то же время там, где компьютеризированные автодромы уже используются, качество обучения на них не оправдывает затрат. Ученики привыкают к автодрому, к различным датчикам, которые постоянно их контролируют, а при вождении на дорогах им трудно адаптироваться к реальным условиям.
Ходили слухи, что в автошколах будут учить шесть месяцев. Но любая автошкола вправе распределять занятия по своему усмотрению, исходя из обязательного количества часов. Если автошкола сделает маленький срок обучения, то тогда учащимся придется заниматься часто, может, каждый день. В среднем, если посещать теоретические занятия три раза в неделю, то получается три месяца.
В заключение хочется сказать об отношении к автошколам со стороны некоторых водителей. На дорогах в процессе обучения инструктор должен и учить, и контролировать ситуацию на дороге, чтобы предотвращать ДТП. Обучаем мы по правилам, а многие водители правила нарушают, подрезают машины учеников, крутят пальцем у виска, кричат инструктору, что он не так учит, то есть мешают обучению. Сколько раз водители на дорогах оскорбляли учеников, доводили до слез. Но если мы хотим, чтобы у нас на дорогах было меньше стрессовых ситуаций, должна быть культура вождения. Уважаемые участники дорожного движения, будьте взаимно вежливы, у нас у всех и так сложная жизнь, зачем ее еще больше усложнять.
В настоящее время в УГИБДД по Тверской области поступили как первичные, так и повторные заявления о согласовании программ подготовки и о проведении обследования учебноматериальной базы от 77 автошкол области.
По состоянию на сегодняшний день согласованы 25 программ организациям, по 29 заявлениям даны отказы в согласовании программ. Проведены обследования 13 автошкол, выдано 10 заключений и 3 отказано в выдаче заключений о соответствии учебноматериальной базы.
В настоящее время выданы заключения следующим учебным организациям:
● Тверь – ООО «АвтошколаК», ООО «1я Верста», АНО УЦ «МИР», ФАУ «Тверской ЦППК», АНО НДПО «Светофор», ОО ПШ «ЛидерАвто», АНО «Респект 69» (автошкола «Перекресток»);
● Конаково – АНО «Конаковский СТК РОСТО»;
● Вышний Волочёк – Вышневолоцкий филиал ФАУ «Тверской ЦППК».
Марина РУЧКИНА
Фото Юрия СУРИНА