Два подхода к решению мусорной проблемы
Новому полигону твердых бытовых отходов (ТБО) в Твери быть. Этот вопрос решен. За строительство полигона взялось общество с ограниченной ответственностью с незатейливым названием «Полигон“. Информации о новом кладбище мусора до сих пор поступало немного: неясно было, по какой технологии полигон будет построен, как он будет работать и – самое главное – будет ли он заниматься переработкой мусора и не станет ли зловонным близнецом чадящей без передыху свалки по соседству.
Еще в 2007 году суд постановил закрыть старый полигон твердых бытовых отходов на 13м километре Бежецкого шоссе. Срок дали до 1 июля 2010 года. Однако затем, за неимением нового места для складирования отходов, срок исполнения судебного решения был отсрочен до 31 декабря 2011 года. Через полгода с небольшим возить мусор будет некуда, что обостряет проблему.
Впервые о строительстве нового полигона заговорили еще в 1987 году, когда стало понятно, что более складировать мусор на старой городской свалке нет возможности. Однако целых 17 лет вопрос не решался. И вот в 2004 году акт выбора земли под полигон был подписан. Выбрали участок в Славновском сельском поселении Калининского района. Из акта обследования участка для размещения полигона ТБО следует, что речь идет о землях в
Несмотря на протесты местного населения, спустя семь лет землю продали: 11 января 2011 года комитет по управлению имуществом Тверской области провел конкурс, который выиграла компания «Полигон». Ее учредители – городская администрация и инвестор – столичный «Межтопэнергобанк».
– На отведенном участке будет построено экологически чистое предприятие на открытом воздухе по захоронению твердых бытовых отходов, – уверяет руководитель проекта Игорь Поляков.
ООО «Полигон» располагает лишь предварительным проектом будущего предприятия по утилизации ТБО.
Из описания объекта, данного Игорем Константиновичем, рисуется следующая картина. Новый полигон будет представлять собой контейнер (площадью около
Высота тела полигона по проекту
– Поверх него можно будет посадить лес, распахать поле и создать рекреационную зону, – убежден Игорь Поляков. – Этот «пельмень» в законсервированном состоянии может простоять до 300 лет – пока ученые не придумают новые, более безопасные способы утилизации мусора.
Процесс захоронения отходов будет проходить примерно по такой схеме. Мусор укладывается в пластиковый контейнер. По его дну проведут дренажную систему для отбора фильтрата, то есть вся ядовитая жидкость будет откачиваться по трубам в очистные сооружения для доведения до состояния технической воды. Ею же полигон будут заливать во избежание возникновения пожароопасных ситуаций. Для этих же целей проектом предусмотрен пожарный пруд на полигоне, говорят руководители проекта.
Отходы после загрузки, если они не спрессованы в брикеты, уплотнят катком, чтобы выдавить весь воздух, участвующий в горении ТБО. После этого каждый метровый слой мусора пересыплют слоем грунта.
Все городские отходы, согласно новому проекту, будут проходить только сортировку. Обязательств по переработке ТБО предприятие на себя не берет. Но и вопрос с сортировкой до конца не проработан: пока не найдены варианты размещения станции.
Отбор мусора должен проходить гдето на границе города и на пути следования к месту захоронения, говорят руководители проекта.
– По плану, из общей вывозимой массы отбираться будет только 30 процентов полезных фракций: это металл, резина, бумага, картон и стекло, – продолжает Игорь Поляков. – Все остальное планируется консервировать на полигоне.
Вдвойне любопытно представленный проект сравнивать с тем, что ожидают увидеть городские власти.
– Нам не нужна еще одна свалка, – отметил во время встречи с депутатами Славновского сельского поселения глава Твери Владимир Бабичев. – Город должен построить современный комплекс, как, например, в Германии, в Оснабрюке, где мусор сортируют, начиная с уличных контейнеров, и впоследствии перерабатывают. Это замкнутый производственный цикл, который не наносит никакого вреда окружающей среде. Именно на это мы ориентируем инвестора и на этом будем настаивать.
Свое неудовлетворение реализацией проекта высказали депутаты Тверской городской думы, в свое время давшие добро на работу ООО «Полигон».
Одни считают, что настало время Твери качественно изменить подход к решению мусорного вопроса, и предложили управляющим компаниям нового микрорайона «Радужный“ начинать вводить селективный сбор мусора, когда отдельно складируются бумага, картон, стекло и металл.
Еще год назад на страницах “» с читателями своим видением решения проблемы с отходами поделился депутат Тверской городской думы Тимур Кравец, генеральный директор группы предприятий «ИСКОЖТВЕРЬ». Вот что он тогда рассказал:
«Переработка мусора – это действительно выгодное дело. Почему город не хочет сам на этом заработать, непонятно. Нам бы пример с Японии брать, где 95 процентов мусора перерабатывается и только 5 процентов идет на утилизацию. А в Твери местные предприятия материалы, необходимые для производства гидроизоляционных материалов и тротуарной плитки, покупают у столичных мусороперерабатывающих заводов.
Мы, как и ряд других предприятий, занимаемся переработкой и утилизацией нескольких видов отходов: отживших свое автомобильных покрышек и полиэтилена. Парадоксально, но со всей Тверской области при необходимости производственной линии 4–5 тысяч тонн покрышек мы собираем в год всего 600–700 тонн. Остальное привозим из соседних регионов. Это при том, что, по официальным данным, наша область ежегодно сбрасывает до трех тысяч тонн покрышек. А где они все?! Стихийно разбросаны по берегам наших рек и в лесах.
Вторичный полиэтилен мы завозим с московских свалок. Оттуда, где организована его сортировка. В Твери весь полиэтилен просто сжигается.
Мне решение этой непростой задачи видится в следующем.
Необходимо организовать первичную сортировку мусора. Придя к контейнерной площадке, человек должен иметь возможность самостоятельно разложить по мусоросборникам отдельно стекло, отдельно металл, бумагу. Вводить эту меру, на мой взгляд, следует мягко. Вначале можно ограничиться установкой одного контейнера на каждой мусорной площадке, скажем, для сбора пластмассовой тары. Наше предприятие уже готово ее принимать. Сегодня тонна такого хлама стоит 300 евро. Чем не заработок?!
В Великом Новгороде такой эксперимент проводили. Расставили по городу контейнеры разных цветов и подписали их: „стекло“, „бумага“, „металл“. Описанный опыт был позитивным. Он приучал людей разделять мусор. На свалку отправлялось в два раза меньше отходов. Почему бы и нам не заимствовать этот опыт, немного его подкорректировав?
Сегодня целый ряд тверских предприятий готов перерабатывать определенный вид мусора. О возможностях „Искожа“ я уже упомянул. „Селигерагро“ может производить гумус, „Химволокно“ – полиэтилентерефталат. Бумажнокартонная фабрика в Кувшинове переработает отходы бумаги. Не надо никуда ходить: у нас все есть в регионе и, что самое интересное, нет необходимости в создании перерабатывающих заводов и комплексов. Мы сами можем переработать свой мусор и заработать на этом».
Итак, два подхода к решению мусорной проблемы. В одном случае – еще одна свалка, упрятанная в пластик. Другой подход – в комплексной переработке мусора. Какой вариант воплотится в реальность, узнаем очень скоро.
Мария ИВАНОВА
Игорь Поляков
Тимур Кравец