Когда речь идет о кино, как никогда справедливо выражение: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
27 августа отмечается День российского кино. Поздравлять с этим праздником нужно не только кинематографистов, но и зрителей.
Почему мы раз за разом пересматриваем любимые фильмы? Потому что кино – всегда своего рода летопись. Для когото это окно в собственное прошлое, во времена детства, когда дворы пустели перед началом очередной серии. Для когото при просмотре киноленты образ и звук обретает сама история. Любой фильм хранит приметы эпохи.
А некоторые фильмы именно так и задумываются: как летопись, как послание потомкам. Именно такое кино снимает режиссер из Калязина Сергей Козлов. Он руководит киностудией «Орнамент» при Калязинском районном Доме культуры. Кстати, ей присвоено звание народной.
Фильмы Сергея Козлова посвящены истории тверской земли. Не только легендарному прошлому – истории, которая творится сейчас. Бережно составленная им летопись рассказывает, как возрождаются достопримечательности в Калязине, Кашине, Кесовой Горе, Торжокском и Торопецком районах.
От героического к человеческому
Названия фильмов говорят сами за себя: «Родники русской святости», «Образ веры», «Под княжеским стягом», «Ратник Смутного времени». Мастера вдохновляют образы святых и героев, подвижников веры и полководцев. Но, начав с героического и небесного, Сергей Козлов приходит к близкому и земному. Судьбы героев прошлого переплетаются со стремлениями наших современников. История «вступает в контакт» с настоящим.
И вот в рассказ про Макария Калязинского и участь разрушенного и затопленного Троицкого Макарьева монастыря вплетается история жизни рядового горожанина Александра Капитонова.
– Александр, светлая ему память, работал пожарным. А в свободное время практически каждый день ездил на Монастырские острова. Знаете, там сейчас часовня из красного кирпича. Там стоял Троицкий Макарьев монастырь, от него только остатки башни уцелели. И вот Александр с друзьями возвели на этом месте «с нуля» часовню, за свои деньги, своими руками, – делится режиссер.
Вышел фильм – и вспомнили имя
А Никольский Иван Федорович, основатель Калязинского краеведческого музея? Когда Сергей с товарищами снимал фильм об истории города, они не могли не отдать должное памяти этого человека.
– Какие бесценные вещи он сберег в годы Гражданской войны и разрушения храмов – рукописное Евангелие XVI века и другие тому подобные реликвии. И именно Никольский оказался, по сути, единственным человеком, пытавшимся спасти монастырь от затопления. Он предлагал сохранить памятник истории, сделав вокруг него обвалование. Нет, ему не пошли навстречу, монастырь разрушили. Но Иван Федорович до последнего оставался на территории, пытаясь спасти уникальные экспонаты: помогал снимать фрески, составлял подробные описания каждого архитектурного элемента, фотографировал, – рассказывает Сергей.
Как отмечают местные краеведы, фильм привлек внимание к этой личности. Теперь именем Ивана Никольского названа улица в одном из новых микрорайонов Калязина.
А как органично вплетается в «триптих», посвященный Анне Кашинской, история фотографа Василия Колотильщикова – снимками, что он сделал более ста лет назад, до сих пор иллюстрируют краеведческие сборники. Один из фильмов трилогии так и называется: «Кашинский светописец». И зрители видят город, монастырь, торжества в честь повторной канонизации Анны Кашинской (судьба княгини и после ее кончины оставалась драматичной) глазами не только режиссера, но и фотографа, который сумел сохранить для нас свой старый Кашин.
Памятник в фокусе
Сергей Козлов с таким искренним восхищением говорит о своих героях – о людях, благодаря которым оживает историческая память. А ведь и сам он из числа таких людей. Фильм «За упокой», снятый еще в 90х, привлек внимание к проблеме сохранения памятников Калязина.
– Помню, сразу после фильма первый субботник провели, расчистили территорию вокруг Вознесенского храма. Это происходило в девяностые, трудно было, тогда многого сделать не могли. Но потихоньку возрождение храма началось. А с него началось и возрождение исторического облика города, – вспоминает режиссер.
Но Калязин, Кашин – известные центры притяжения путешественников и паломников. А какие необычные находки студия «Орнамент» привезла из Кесовой Горы?
Проекты на десятилетия
– А там очень много интересного, – делится Сергей Козлов. – Вот, например, вы знали, что именно в этих местах была изобретена первая русская молотилка на конной тяге? Очень легкая и маневренная: ее тащили всего две лошади. А какая захватывающая история у храма в деревне Васильково! В советское время здесь был склад гербицидов. Я много лет ездил в эту деревню, снимал все этапы возрождения храма. А сколько по России таких церквей, восстановленных всем миром?
Да, над некоторыми проектами Сергей работает годами, а то и десятилетиями: реставрация – дело небыстрое. Это на экране храмы и усадьбы встают из руин за часполтора. А на деле уже поколение смениться успело. И весь этот долгий путь, колоссальный труд старается запечатлеть руководитель народной киностудии. Чтобы потомки увидели лица тех, кто воссоздавал историю родной земли.
То, что не поймает камера
– Это же самое главное, работа души и рук человеческих, – говорит режиссер.
Он рассказывает про аромат пекущихся куличей в монастырской трапезной, про теплую и надежную атмосферу в
командах добровольцев, про то, что не поймать в объектив, но что сохранится в душе и вдохновит на дальнейшее творчество.
Сегодня фильмы студии «Орнамент» показывают в школах как обучающий материал, в музеях – туристическим группам. У студии внушительный список наград. Сергей Козлов не раз участвовал и становился лауреатом областных, российских и международных фестивалей.
Спрашиваю: сейчас, когда каждый сам себе режиссер и любое видео можно снять на телефон, кино востребовано? Особенно документальное, интеллектуальное? У этого жанра есть будущее?
Летописец из Калязина не сомневается: конечно, есть.
– Более того, подросток, который сейчас снимает все, что ему показалось забавным, ради лайков, очень скоро повзрослеет. И захочет чегото большего. Он научится наблюдать: если взял в руки камеру, этот навык неизбежен. А умение наблюдать влечет за собой умение анализировать. Возникнет потребность уже в серьезных работах. Как минимум, останется личная летопись эмоций, впечатлений и размышлений. А может быть, начинающий кинолюбитель, как и мы с товарищами, однажды поедет по России в поисках легенд и удачных ракурсов. И воочию увидит всю красоту, ощутит силу родной земли. Главное, чтобы была потребность в творчестве, умение ценить момент и желание его сохранить. Если это есть, тут уже и до призвания недалеко.
Маргарита ВАСИЛЬЕВА