Экскурсоводом Инесса Петрова стала волей случая, но оказалось: это дело ее жизни
На заре туманной юности Инесса Петрова проводила очередную экскурсию в Калининской (ныне Тверской) картинной галерее. Похвалилась, что в собрании есть картины Рериха. Последовал закономерный вопрос: «Какого Рериха? Отца или сына?» «Их, оказывается, двое! – в ужасе подумала экскурсовод и наобум выпалила: – Отца!» И оказалась права. Ее всезнающая наставница искусствовед Лия Исааковна Кац внушала начинающим работникам галереи: «Не бойтесь спрашивать. Знания приходят с опытом, а опыт – дело наживное».
Всегда полезно заглянуть в прошлое, чтобы осознать, на какой ступеньке лестницы стоишь сегодня и с какой высоты взираешь на жизнь. Инесса Сергеевна вспоминает вопрос о Рерихах со счастливой улыбкой, как всегда вспоминают молодость люди, пожившие на своем веку и заслужившие имя.
Просветительницей в искусстве Инесса Петрова, ныне заместитель директора Тверского муниципального музейно-выставочного центра, стала по воле случая. Училась на педагогическом факультете Калининского пединститута, работала в 38-й школе пионервожатой. Директорствовал Пётр Васильевич Буров – фигура в образовании колоритнейшая. До этого он был учителем рисования в 6-й средней школе. Школяры его уважали и обожали, поэтому за глаза величали Петя-Вася. Пётр Васильевич был эрудитом и эстетом. Его 38-я закономерно приобрела эстетический уклон, была увешана картинами, гравюрами, а выставки работ учеников стали традиционными. Завучем в школе была эрудит и знаток искусства Галина Николаевна Лебедевская, впоследствии директор Калининской картинной галереи. В такой атмосфере вожатой ничего не оставалось делать, как штудировать книги о художниках. «Валентина Серова знаешь? Нет?» – притворно строго спрашивал директор и заставлял узнавать. Его страстью были поездки на пленэр с учениками. Большим оригиналом была и завуч Лебедевская. Она могла войти в класс с охапкой опавших листьев, разбросать их по классу и восторгаться бесконечной красотой засыпающей природы.
Школа была первой ступенькой в приобщении к миру искусства. Опять-таки волей случая Инесса оказалась в картинной галерее. Сорокалетняя карьера – от смотрителя зала до заместителя директора по музейно-просветительской работе. Буров в галерею не советовал: «Будешь экскурсии водить, станешь как заезженная пластинка!» На этот раз мастер педагогики оказался не прав.
Для Инессы Петровой вождение экскурсий стало не нудной обязаловкой, а расширением познаний, собственного мира. Приходилось водить по залам группы по пять раз в день, по времени – от 45 минут до часа «с хвостиком». В те благие времена областной центр, особенно в период навигации, был забит туристами. Теплоходы доставляли на Верхнюю Волгу тысячи путешественников по воде. Картинная галерея по праву считалась одним из главных объектов созерцания. Приятно, что смотреть экспозиции приезжали по нескольку раз одни и те же люди, которые радовались новому свиданию с просветительницей Инессой Петровой. Многие признавались, что таких эмоциональных рассказчиков, как она, еще поискать.
Группы бывали разные. Во времена первого секретаря Калининского обкома КПСС Павла Артёмовича Леонова, который очень уважал изобразительное искусство и сам неплохо писал акварелью, картинная галерея превратилась чуть ли не в центр туристического «паломничества». По настоянию первого секретаря на встречу с прекрасным приезжали даже труженики сельского хозяйства, не говоря о рабочих и служащих. Их интерес не был созерцательным. У людей, далеких от искусства, действительно широко раскрывались глаза от любопытства.
Все рухнуло в начале 1990-х. Лихое время зло прошлось по интересам галеристов. Пришлось плотно взяться за эстетическое воспитание подрастающего поколения. В советские времена почему-то было не принято водить в галерею школьников ниже шестого класса. В новые времена по залам водили даже дошколят. Плотно работали со школами: они были главными поставщиками зрителей. Приходилось придумывать темы новых экскурсий. Организовали 18 новых помимо пяти обязательных. Существовали экскурсии даже по осмотру мебели и осветительных приборов.
Приятно, когда ежедневное общение с публикой возвышает самого экскурсовода. Инесса Петрова любила водить по залам в назревающих сумерках, когда картины и скульптуры освещены светом засыпающего дня. Об этом признается сейчас как о
Посещение галереи обходилось в пять копеек входной билет, рубль пятьдесят копеек за экскурсии по 30 человек. Для сравнения: поездка в трамвае – три копейки, билет в кино – 25 копеек на дневной сеанс. Искусство действительно принадлежало народу, и люди поднимались до понимания этого искусства. Посещение галереи считалось одним из признаков интеллекта. Каким же интеллектом должны обладать галеристы? Отменным. Инесса Петрова из той плеяды искусствоведов-просветителей, что формировали наше сознание до понимания подлинной значимости полотен и скульптур.
Она много ездила по области с лекциями. Бывало по шесть лекций в день. Слушатели не отбывали время, а наслаждались общением. Доходило до смешного. В одном из домов отдыха увидела афишу: «Выступает директор Третьяковской галереи Инесса Петрова». Спросила, зачем такой перебор. «А чтобы народу собралось побольше». Попросила убрать. Появилась другая афиша: «Выступает директор областной галереи…» Людям сказала, что должность ее не соответствует объявлению, но от этого публика принимала лектора не менее восторженно.
Личные пристрастия в живописи – Валентин Серов, Константин Коровин. Любит все, что рождено на полотнах на рубеже XIX–XX веков. Хотела бы работать в мемориальном музее, но теперь это только мечты.
Но стоит хоть раз посетить экскурсии Инессы Сергеевны или послушать ее лекции, чтобы понять, что все ее мечты давно сбылись. Она человек на своем месте, труд которого незаметен для случайного взгляда. Но ведь надо смотреть в глубину…
Валерий БУРИЛОВ