Сегодня в Твери есть поэты, творчество которых заслуживает интереса.
Один из них – Олег Васильевич Горлов.
Родился он 10 апреля 1960 года в тогда еще Калинине, в семье провинциальных интеллигентов: мама – учительсловесник, папа – инженер. В 1977 году Олег закончил суворовское военное училище, затем поступил на инженерностроительный факультет Калининского политехнического института, а по окончании работал мастером строительного участка и дошел до должности директора строительного предприятия. С марта 2005 года Олег является заместителем управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по Тверской области, курирует вопросы, связанные с капитальным строительством и ремонтом, содержанием зданий и сооружений.
Наряду с этим Олег еще в 1992 году закончил психологический факультет СанктПетербургского государственного университета, позднее защитил кандидатскую диссертацию по психологии менеджмента. Третье высшее образование получил в 1997 году в Московском академическом правовом университете при Институте государства и права Российской академии наук.
Как видим, Олег Горлов – профессиональный строитель, психолог, экономист, юрист. При этом у него весьма богатый и продуктивный опыт в общественной жизни Твери. Он избирался депутатом Тверского городского Совета народных депутатов (1990–1993), депутатом Тверской городской думы (1996–2000).
Стихи Олег Горлов пишет с юных лет. Первая публикация состоялась 4 января 1980 года в областной газете «Калининская правда», где появилось его стихотворение «Рисованный тюльпан». Затем последовали пять поэтических сборников: «Гусляр» (1990), «Гамлет» (2002), «Грустные песни» (2003), «Нежданный человек» (2004), «Родина» (2008). Стихи О. Горлова публиковались в ряде столичных издательств, в частности, в журнале «Наш современник» (№ 11, 2009); он стал лауреатом конкурса литературных объединений Москвы в номинации «За художественные достоинства поэтических произведений».
Поэтическое творчество Олега Горлова было благосклонно отмечено такими известными представителями старшего поколения поэтов, как Николай Старшинов, Алексей Пьянов, Евгений Евтушенко, Станислав Куняев.
Новый сборник стихотворений Олега Горлова «Гармоника» включает в себя избранные поэтические произведения из прежних книг и ряд новых стихотворений. «Гармоника», будучи, несомненно, этапным событием в поэтической биографии автора, представляет его творчество во всей специфике и многомерности.
Говоря о поэзии Горлова в целом, следует отметить его приверженность традиции. Это относится и к тематике, и собственно поэтике. В его стихах слышна перекличка с пушкинским, некрасовским, есенинским направлениями в русской поэзии. Отсюда – мелодичность и даже песенность его стихов. Одновременно поэзия Горлова насыщена темами и мотивами классической мировой культуры. При этом автор остается в русле современной проблематики. Стихи Горлова просты и доступны, и в этом проявляется «прекрасная ясность». И вот еще что чрезвычайно важно: в его стихах есть благородство тона, бережное отношение к русскому языку и неизменное уважение к читателю.
Чем Горлов как поэт интересен в первую очередь? Вопервых, в его стихах есть искренность и задушевность, которые иногда наивны, но непременно трогательны:
Я поверю в то, что люди –
братья.
Брошу всё и сяду за стихи.
Блудный сын пришёл
в Твои объятья.
Помоги, прости ему грехи.
В этих простых и доступных строках есть и гуманизм, и утверждение важности творчества как самореализации, и вера.
Кстати, о вере. Существенной чертой поэзии О. Горлова является не декларативная религиозность, а мягкий теплый Божественный свет, пронизывающий душу и дающий радость жить и любить.
Бережное отношение к исторической памяти, взыскание справедливости, достоинства и чести – устойчивые мотивы поэзии Горлова, и движимы они всё тем же высоким, благородным чувством.
Патриотизм автора ни в коем случае не набор бряцающих лозунгов – его любовь к родине очень интимна, проникновенна и ласково теплится, как лампада перед образом.
Здесь край озёр, в которых,
по поверью,
Спят облака – небесный
лёгкий пух.
А твердь Руси здесь
называют Тверью,
И здесь живёт издревле
русский дух.
И любовь эта – радостна:
И снова ветер крышу
пробирает,
Шуршит листами
старая ветла,
И ктото на гармонике
играет,
И жизнь прекрасна.
И душа светла.
Данное четверостишие завершает заглавное стихотворение «Гармоника». В пятистопном ямбе этого произведения есть удивительная «симфония» детских впечатлений: игра «в прятки», аромат спасительного сеновала, ностальгия по этим «пряткам» и общий тон – звучание немудреной гармоники, воскрешающее печальные и одновременно радостные мальчишеские переживания:
Гармоника ладами
колдовала,
И летний ветер тихо
танцевал,
Шурша соломой в крыше
сеновала…
А я стрелой взлетел
на сеновал…
«Гармоника» в книге О. Горлова – некий музыкальный фон, наивный и задушевный, откровенный, родной, интимный. С другой стороны, заглавие ассоциируется со словом «гармония», то есть – лад, согласие, красота, и автор стремится к тому, чтобы этот смысловой ряд был воплощен в его стихах.
Вполне закономерно, что в стихах Горлова возникают фольклорные мотивы, которые являются как бы «мостиком», соединяющим старину и современность. В поэме «Гусляр» и «Сказке об Иване и Царе» стилизация позволяет отчетливо обозначить вековечный конфликт между властью и народом, между правдой искусства и лицемерием тирании. Поэма трагична, «Сказка» сатирична, но в обоих произведениях речь идет о равенстве людей перед Богом и звучит призыв к правде и к мужеству даже перед угрозой неправедной расправы.
«Родина», «народ», «природа» – слова одного корня. Чувство органического единства с родной природой отличает творчество Олега Горлова. В высококлассическом ключе написано большое стихотворение «Осень». Сто строк этого стихотворения дают нам не столько картину «пышного природы увяданья» (говоря словами Пушкина), сколько говорят о чуде слияния души с природой, а через природу – с Богом; из этого слияния и рождается поэзия.
Когда бредёшь знакомою
тропой
И под ногами слышишь
шёпот листьев,
Поймёшь, что лес
прощается с тобой,
Тебя до самых чистых
тайн возвысив.
И, конечно, важнейшее место в поэтическом мире Олега Горлова занимает тема любви – любви всеобъемлющей, любви возвышенной. Поэт обращается даже к такой сложной поэтической форме, как венок сонетов, чтобы воспеть возлюбленную женщину, с которой он, поэт, неизменно на «Вы». Женский образ у Горлова достигает поистине божественного величия:
Стерплю и улюлюканье,
и смех,
И в этой жизни, гденибудь
в конце,
Скажу: «Любить Её
не больший грех,
Чем Господа любить
в Её лице».
Элегических мотивов в стихах Олега Горлова немало, но ведь это в целом присуще поэзии. И тем не менее наш автор несомненный оптимист, верящий в любовь и красоту, добро и справедливость. Ведь совсем не случайно, когда приходит поэтическое вдохновение, он пишет:
В минуты эти сердце
замирает
От той красы, от звуков
бытия…
И торжеством оркестр
сверчков играет,
Что в этом мире есть
и ты, и я…
Ефим Беренштейн,
кандидат филологических наук, доцент Тверского государственного университета