Воскресенье, 23 февраля / 15:15

16+
Гений русского пейзажа

Гений русского пейзажа

24.08.12 | 13:22

Печать
Гений русского пейзажа

Исаак Левитан и тверские страницы его биографии.

Исаак Ильич Левитан родился 18 (30) августа 1860 года в местечке Кибартай Сувалкской губернии в Литве, в образованной обедневшей еврейской семье. Отец, Илья Левитан, желая дать детям образование, переехал в начале 1870 годов в Москву, где Исаак вместе со старшим братом поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учеба давалась молодому человеку легко, тем не менее молодой художник работал много и упорно. Успехи его в живописи были отмечены такими мастерами, как Перов, Саврасов и Поленов. С их поддержкой Левитан смог продержаться самые трудные годы, когда в 1877 году умер отец и семья оказалась совершенно без средств. Однако уже в марте 1877 года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

С этого времени начинается блестящий период создания Левитаном его знаменитых картин, снискавших художнику славу гения русского пейзажа. Фактически можно сказать, что он и открыл русский пейзаж как художественное явление. По словам Константина Юона, «Левитану было суждено поднять искусство русского пейзажа на новую невиданную высоту, выразить всю глубину человеческих чувств к природе своего отечества». В поисках вдохновения художник много путешествовал. Весной 1888 года Левитан вместе с друзьями – художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плёс. Они решили задержаться и пожить там некоторое время. В итоге Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888–1890). Около 200 работ, выполненных им за три лета в Плёсе, принесли художнику широкую известность, а Плёс стал очень популярен у пейзажистов.

Весной 1891 года Левитан впервые посетил Тверскую губернию, имение Панафидиных-Вульф Курово-Покровское в Старицком уезде. В начале XIX века эту усадьбу неоднократно посещал А.С. Пушкин. В поездке Левитана сопровождала художница Софья Петровна Кувшинникова. Следующий приезд туда же состоялся в 1892 году, когда художник вынужденно покинул Москву. Результатом стала знаменитая картина «У омута», написанная на реке Тьме у того самого омута, который являлся, по местному преданию, местом, где Пушкин когда-то вдохновился сюжетом для «Русалки».

В 1893 году Левитан продолжил путешествие по Тверской губернии. В этом же году он впервые приехал и на Удомельские озера. В поездке его также сопровождали Кувшинникова и Степанов. Левитан с Кувшинниковой остановились в усадьбе помещиков Ушаковых Островно на берегу одноименного небольшого озера, которое и дало название усадьбе.

В.К. Бялыницкий-Бируля вспоминал: «Старинный дом Ушаковых в стиле ампир, с зеленовато-голубыми от древности стеклами в окнах и широкой лестницей, спускающейся несколькими маршами и площадками балкона в сад, весь утопал в сирени. Ею была заполнена большая часть имения, и она была почти ровесница старому дому». Этот дом снаружи изображен на картине Левитана «Весна. Белая сирень». «Комнаты в доме были очень светлые, – продолжает Бялыницкий-Бируля, – белые, без обоев, окна одной комнаты выходили на запад, откуда Левитан мог наблюдать закат солнца, а другая с балконом и чудесным видом на озеро. В этой комнате стоял старинный клавесин. Вот с этого-то балкона и вела маршами лестница в сказочно красивый сиреневый сад».

Семья Ушаковых радушно приняла Левитана и Кувшинникову. Они как могли старались создать для Левитана условия для работы и оградить его от лишнего беспокойства. Варвара Ушакова с детьми жила в пристройке, а хозяин – Николай Владимирович – в отдельной избушке в саду. В начале 1900-х, когда художник В.К. Бялыницкий-Бируля с женой впервые приехал в эти места, Варвара Владимировна со словами: «Себя не жалел в работе, но и красок тоже не жалел», – показала ему на следы высохшей масляной краски, снятой Левитаном с палитры мастихином на обшивку дома под окнами.

Проработав положенное время, Левитан присоединялся к хозяевам дома и их многочисленным гостям. Ездили на прогулки по окрестностям, посещали соседние усадьбы, рыбачили. Левитан увлекся сбором грибов, иногда уходил на охоту.

Результатом пребывания Левитана в Удомле в 1893 году стала картина «Над вечным покоем» (1894), написанная по этюдам, сделанным на озерах Островно и Удомля.

В 1894 году Левитан повторно, в сопровождении Кувшинниковой, молодой писательницы Т.Л. Щепкиной-Куперник и подруги последней Наташи Благоволенской, приезжает к Ушаковым. Но так поработать, как в прошлом году, не удалось. В соседнюю усадьбу Горка приехали из Петербурга владельцы Анна Николаевна Турчанинова и две ее дочери, Варвара и Анна.

Щепкина-Куперник так описывает завязку и развитие последующих событий: «Идиллия нашей жизни к середине лета нарушилась. Приехали соседи, семья видного петербургского чиновника, имевшего поблизости усадьбу. Они, узнав, что тут живет знаменитость, Левитан, сделали визит Софье Петровне, и отношения завязались…»

Левитан расстался с Ушаковыми и Кувшинниковой, переехал в Горку. Здесь он прожил до глубокой осени, вновь приезжал сюда в марте 1895 года. Именно тогда за несколько сеансов он написал с дома Турчаниновых знаменитую картину «Март».

Двойной роман – с Анной Николаевной и Варварой Турчаниновыми, душевные переживания, перенесенный тиф сильно подорвали здоровье художника. От природы Левитан не отличался крепким здоровьем. Был очень впечатлителен, в периоды меланхолии мнителен – запутавшись в личных отношениях, пытался застрелиться. Друзья, в том числе А.П. Чехов, видя гений художника, прощали ему многое, но сам мастер уже в сорок лет был неизлечимо болен.

В 1898 году он получил звание академика живописи, начал преподавать в том самом училище, в котором учился и сам. Болезни вынудили его уехать в Ялту на лечение. Курорт не помог. Вернувшись в Москву, 22 июля (3 августа) 1900 года Исаак Левитан скончался.

Великий художник, с именем которого связаны вершины русского пейзажа, погребен на старом еврейском кладбище в Дорогомилове. В 1940 году прах его был перенесен на Новодевичье кладбище в Москве.

Илья СЕРГЕЕВ

400
Яндекс.Метрика
Тверские ведомости