Среда, 26 сентября / 07:30

16+
Готовый музей под открытым небом

Готовый музей под открытым небом

28.11.14 | 12:48

Печать
Готовый музей под открытым небом

Дорога Бологое – Полоцк сегодня практически не используется, хотя и находится в ведении РЖД, и, может быть, это позволило двум станциям, расположенным в Тверском регионе, сохраниться в своем аутентичном виде.

История этой дороги началась в 1902 году. Для стратегических целей требовалось строительство железнодорожного пути, позволяющего в случае необходимости срочно перебросить войска из центра России на запад.

В качестве партнера России на тот момент выступила Франция. Именно французы предложили свою финансовую помощь в строительстве этой очень дорогой для российской казны дороги. Помощь была оказана, и Бологое­Полоцкую железную дорогу построили. Она обошлась в фантастическую по тем временам сумму: около 53 миллионов рублей, или 118391 рубль за версту.

То, что из этого получилось, можно и сегодня видеть на примере нескольких станций: Куженкино, Баталино, Черный Дор, Горовастица, Торопец, Фирово и других. И, конечно, начальный пункт дороги, станция Бологое­2. Удивительно, что время и люди, потомки, сохранили все это в том виде, в котором задумывали архитекторы, строили рабочие. Несмотря на то, что станции находятся на приличном удалении друг от друга, обращает внимание на себя тот факт, что все они выполнены в едином стиле, присутствуют гармония и выдержанность: само здание станции, казармы для рабочих, водонапорная башня, кирпичный погреб для хранения керосина и даже, извините, туалет.

– Будучи однопутной, дорога на всем протяжении имела приспособленные под два пути опоры мостов и земляное полотно на случай резкого увеличения транспортных потоков, – рассказывает член совета Всероссийского общества любителей железных дорог Алексей Вульфов. – На дороге полагалось иметь обгоночные пути и стрелки на запасных разъездах, теплые бараки для новобранцев, коновязи и питьевые желоба для коней, кубовые для кипятка, погрузочные площадки, продовольственные пункты и бани на станциях третьего класса. Все, что касалось социального обеспечения, было выполнено вовремя и в строгом соответствии с проектной документацией. От станции Бологое до Полоцка на 450 верст растянулся целый город: 116 жилых домов и 290 сторожевых линейных путевых зданий (ЛПЗ), в просторечии сторожек, 78 полуказарм и 42 казармы для путейцев, 367 колодцев, 79 стрелочных будок. Весь жилой фонд был капитальным, исправно служит он во многих местах и сегодня. На станциях третьего класса построили больницы: в Бологом – на 65 коек, в Полоцке – на 20, в Торопце – на 13.

В наиболее хорошем состоянии сохранилась станция Баталино. Даже не верится, что она – дореволюционного года рождения, пережила и революцию, и две войны, и смену политических систем.

– Проектировал эту дорогу Баталин, – рассказывает краевед из Фирова Юлия Шлыкова. – Он и похоронен здесь недалеко, в селе Рождество. Незадолго до смерти ему была сделана в Германии дорогостоящая операция, в горло вставили золотую трубку. Говорят, уже гораздо позже могилу Баталина неоднократно вскрывали в поисках этой трубки. А вот нашли или нет, неизвестно.

И сегодня через Баталино идут поезда, некоторые останавливаются: два пассажирских, семь товарных. На окошечке станции висит расписание движения, а за углом на стене – объявление о продаже кур. Жизнь на старом вокзале продолжается.

– Железная дорога Бологое – Полоцк, та ее часть, которая в Тверской области, – готовый туристический объект, – считает санкт­петербургский журналист, кандидат исторических наук Сергей Кормилицин. – Объект яркий, впечатляющий не только невероятным для России (в том числе для России начала двадцатого века) комплексным подходом к планированию, проектированию и созданию инженерных сооружений, но и сохранностью этих самых сооружений до сегодняшнего дня. Я даже представить себе не мог, что в такой близости от Москвы, в непосредственной близости от линии фронта в Великую Отечественную войну, могло сохраниться такое наследие совершенно иной, довоенной, дореволюционной эпохи. Реанимируем буфеты на паре станций четвертого класса. Устраиваем костюмированную массовку на станциях третьего класса и в поезде. Всё! Туристический продукт, который будет приносить прибыль области, готов. Русские купцы, военные, барышни в светлых платьях и с зонтиками в руках, какая­нибудь экзотика типа городового… Чай в стаканах с подстаканниками, водка с маслятами, самовары в буфете, осетрина… Да туристы об этом будут рассказывать как о главном приключении своей жизни!

Марина ГАВРИШЕНКО

Фото автора

Читайте также
В Твери безработный за кражу велосипеда может получить пять лет

27 августа в Тверской области местами грозы

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости