Суббота, 23 июня / 07:12

16+
Готовый музей под открытым небом

Готовый музей под открытым небом

28.11.14 | 12:48

Печать
Готовый музей под открытым небом

Дорога Бологое – Полоцк сегодня практически не используется, хотя и находится в ведении РЖД, и, может быть, это позволило двум станциям, расположенным в Тверском регионе, сохраниться в своем аутентичном виде.

История этой дороги началась в 1902 году. Для стратегических целей требовалось строительство железнодорожного пути, позволяющего в случае необходимости срочно перебросить войска из центра России на запад.

В качестве партнера России на тот момент выступила Франция. Именно французы предложили свою финансовую помощь в строительстве этой очень дорогой для российской казны дороги. Помощь была оказана, и Бологое­Полоцкую железную дорогу построили. Она обошлась в фантастическую по тем временам сумму: около 53 миллионов рублей, или 118391 рубль за версту.

То, что из этого получилось, можно и сегодня видеть на примере нескольких станций: Куженкино, Баталино, Черный Дор, Горовастица, Торопец, Фирово и других. И, конечно, начальный пункт дороги, станция Бологое­2. Удивительно, что время и люди, потомки, сохранили все это в том виде, в котором задумывали архитекторы, строили рабочие. Несмотря на то, что станции находятся на приличном удалении друг от друга, обращает внимание на себя тот факт, что все они выполнены в едином стиле, присутствуют гармония и выдержанность: само здание станции, казармы для рабочих, водонапорная башня, кирпичный погреб для хранения керосина и даже, извините, туалет.

– Будучи однопутной, дорога на всем протяжении имела приспособленные под два пути опоры мостов и земляное полотно на случай резкого увеличения транспортных потоков, – рассказывает член совета Всероссийского общества любителей железных дорог Алексей Вульфов. – На дороге полагалось иметь обгоночные пути и стрелки на запасных разъездах, теплые бараки для новобранцев, коновязи и питьевые желоба для коней, кубовые для кипятка, погрузочные площадки, продовольственные пункты и бани на станциях третьего класса. Все, что касалось социального обеспечения, было выполнено вовремя и в строгом соответствии с проектной документацией. От станции Бологое до Полоцка на 450 верст растянулся целый город: 116 жилых домов и 290 сторожевых линейных путевых зданий (ЛПЗ), в просторечии сторожек, 78 полуказарм и 42 казармы для путейцев, 367 колодцев, 79 стрелочных будок. Весь жилой фонд был капитальным, исправно служит он во многих местах и сегодня. На станциях третьего класса построили больницы: в Бологом – на 65 коек, в Полоцке – на 20, в Торопце – на 13.

В наиболее хорошем состоянии сохранилась станция Баталино. Даже не верится, что она – дореволюционного года рождения, пережила и революцию, и две войны, и смену политических систем.

– Проектировал эту дорогу Баталин, – рассказывает краевед из Фирова Юлия Шлыкова. – Он и похоронен здесь недалеко, в селе Рождество. Незадолго до смерти ему была сделана в Германии дорогостоящая операция, в горло вставили золотую трубку. Говорят, уже гораздо позже могилу Баталина неоднократно вскрывали в поисках этой трубки. А вот нашли или нет, неизвестно.

И сегодня через Баталино идут поезда, некоторые останавливаются: два пассажирских, семь товарных. На окошечке станции висит расписание движения, а за углом на стене – объявление о продаже кур. Жизнь на старом вокзале продолжается.

– Железная дорога Бологое – Полоцк, та ее часть, которая в Тверской области, – готовый туристический объект, – считает санкт­петербургский журналист, кандидат исторических наук Сергей Кормилицин. – Объект яркий, впечатляющий не только невероятным для России (в том числе для России начала двадцатого века) комплексным подходом к планированию, проектированию и созданию инженерных сооружений, но и сохранностью этих самых сооружений до сегодняшнего дня. Я даже представить себе не мог, что в такой близости от Москвы, в непосредственной близости от линии фронта в Великую Отечественную войну, могло сохраниться такое наследие совершенно иной, довоенной, дореволюционной эпохи. Реанимируем буфеты на паре станций четвертого класса. Устраиваем костюмированную массовку на станциях третьего класса и в поезде. Всё! Туристический продукт, который будет приносить прибыль области, готов. Русские купцы, военные, барышни в светлых платьях и с зонтиками в руках, какая­нибудь экзотика типа городового… Чай в стаканах с подстаканниками, водка с маслятами, самовары в буфете, осетрина… Да туристы об этом будут рассказывать как о главном приключении своей жизни!

Марина ГАВРИШЕНКО

Фото автора

Читайте также
Инспектор по делам несовершеннолетних из Торжка стала «Лучшей по профессии»

Инспектор по делам несовершеннолетних из Торжка стала «Лучшей по профессии»

Старший лейтенант полиции Виолетта Дмитриева заняла третье место на Всероссийском конкурсе ...

В Тверской области двое воров «разули» авто

В Тверской области двое воров «разули» авто

Колёса злоумышленники продали, а деньги потратили

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости