В повседневном обиходе для характеристики людей, их роли и положения в обществе сегодня используются категории, отличные от принятых в социологии. Так, элитой общества чаще всего называют богатых людей, всякого рода чиновников и политиков среднего и высшего рангов. Чиновники и политики всех рангов любят называть себя слугами народа.
В 140миллионной России «слуг» стало в три раза больше, чем их было в 280миллионной «империи зла» – Советском Союзе. Остальные рядовые граждане, собственно народ, являющийся, согласно Конституции, источником власти. Поэтому «слуги народа» любят называть этих остальных «господами». «Слуги», призванные обслуживать «господ» и управлять их (общенародной) собственностью, стали самовольно ею распоряжаться. В результате общенародная собственность теперь принадлежит «слугам», их родственникам и тем, кому не без выгоды для себя «слуги» ее передали. А обслуживаемые «господа» (собственно народ) остались с голым задом. На этом основании самые откровенные представители «элиты» называют остальной (небогатый) народ лохами и быдлом. Большинство же народа считает «элиту», «прихватизировавшую» общенародную собственность, хапками. Именно хапкам российское общество обязано воцарившимся в нем озлоблению, доходящему до ненависти, аморальности, росту преступности, безудержной коррупции. Правящий слой России, этот коллективный Чубайс, за прошедшие 20 лет даже пальцем на шевельнул, чтобы хоть немного обуздать неуемное стремление хапков к наживе. Отеческие увещевания В.В. Путина и умные рассуждения Д.А. Медведева абсолютно недостаточны в этом случае. Некоторая часть населения грабит и «напрягает» невысокопоставленных хапков и лохов. Это – «цапки». Хапки и «цапки» стали определять моральный климат общества, состояние которого полнее всего передает популярное среди богатых людей, а особенно среди их отпрысков, выражение: «У нас куча бабла, мы всех… видали!» Хапки и «цапки» – однояйцевые близнецы. Собственно, это ипостаси одного и того же субъекта – Хама. Хам – личность внеисторическая, вневременная в том случае, что с библейских времен почти не меняется. Основная черта Хама – зоологический эгоизм, нежелание хоть чемто поступиться ради общего блага, неприятие любых ограничений в реализации своих желаний. При социализме эгоизм индивида был ограничен приоритетом общественной пользы, общественного интереса, поэтому хам был вынужден мимикрировать, скрывать свою сущность. Мораль же капиталистического общества в значительной степени соответствует внутренней сущности хама, поэтому после 1991 года он выдвинулся на первые позиции в социуме.
Хамы есть во всех слоях общества, но самая большая концентрация, к сожалению, в «элите» нынешней России. Хампростолюдин – совсем не подарок. Но «элитный» хам еще отвратительнее и опаснее, потому что менее уязвим и более защищен и богатством, и положением в обществе.
А.В. МАЛЬЧУКОВ
Андреаполь