Человек разносторонних талантов живет в ржевской деревне Поволжье
Известный народный умелец Сергей Моряков – продолжатель традиций дел мастеров Тверской губернии, агроном по образованию, ученыйфольклорист по призванию. А еще он историк, краевед, этнограф, исполнитель народных песен, травник – знаток народной медицины. Он же писатель и превосходный рассказчик, талантливый педагог. Занимается садоводством, огородничеством, шитьем, ткачеством, кладкой печей и каминов, варит пиво и квас. Этот уникальный самобытный человек живет в деревне Поволжье Ржевского района.
Хозяин домамузея сегодня не принимает экскурсий, почти не работает с глиной, не ездит в экспедиции, как в былые времена. Нынче перечень его забот – огород да работа. Моряков по ночам сторожит территорию площадки еще не построенного завода. Во внерабочее время занимается огородом. У него в хозяйстве куры, гуси, кролики, которых охраняют ротвейлер Хрюша да две кошки. На приусадебных 16 сотках – саженцы яблонек, каштанов, рожь, кукуруза, пять сортов картошки, три гряды огурцов, шпинат, кабачки, капуста разных сортов – словом, всего не перечесть. В свободное от огорода время ведет неравный бой с борщевиком в зарастающих полях по соседству и подсаживает в местный лес деревца. Не так давно за своим участком нашел родник. Окультурил его. Теперь там и в холод и в жару студеная, кристально чистая вода.
Другой бы от тоски взвыл от такого оседлого быта, а он говорит: «Мне в моем курятнике скучать некогда. Жизнь в деревне – постоянные хлопоты».
Вся жизнь в деревне по календарю. Вырваться из этого круга невозможно. Здесь все дела первой надобности. Все бегом, в суете, и все завязано на землю.
О работе на ней он знает если не все, то многое, не в последнюю очередь благодаря своей бабушке. Играючи она приобщила маленького Сергея к работе на земле. Однажды выделила ему грядку и дала лопату. Дед орал дурниной на обоих: молде нечего похабить огород. Бабка в ответ обрывала: «Молчи, враг!» Поглаживая Сергея по головке, приговаривала: «Внучек, делай, делай». В деревнях никто ничему нарочно не учил. Некогда было. Дети перенимали опыт старших, копируя их действия. Сызмальства заучив золотое правило: как потопаешь – так и полопаешь.
У деда с бабкой Сергей учился, как надо строить семейные отношения. Еще в детстве понял, что в браке муж и жена должны уважать друг друга и ни при каких обстоятельствах не унижать. В этом залог долгой семейной жизни. Поп обвенчал деда с бабкой в 1924 году, а прожили они вместе 54 года. Умерли с разницей в несколько месяцев.
Модель этого союза как будто была списана с пушкинской сказки о рыбаке и рыбке.
– Бабка озорница была, – вспоминает Сергей. – Она деду покоя не давала. Когда начинала визжать на крыльце, он с ней не огрызался, выходил во двор и начинал дрова рубить.
И дедушка, и бабушка Сергея отличались незаурядностью. Дед был отличным математиком, в 70 лет писал стихи, которые охотно публиковали в газетах. Бабка была очень артистична, обладала недюжинной смекалкой.
Моряков до сих пор вспоминает свое первое сентября и первый класс. Уже в его времена была традиция отправлять первоклашек в школу с букетами. А где в деревне взять цветы? В палисадниках тогда сажали сирень, белый тополь и сливу. Кто побогаче, заводил георгины и золотые шары. В домах на подоконниках стояли горшки с гераньками и фикусами.
Где взять букет на первое сентября Сереже? Бабка недолго ломала голову над этим вопросом. Раздобыть цветы для букета можно было в одном месте – на погосте. Цветочную композицию из благоухающих флоксов составляли вместе. До сих пор флоксы у Сергея ассоциируются с запахом краски школьных парт, а запах краски – с запахом флоксов.
После восьмого класса Моряков пошел в техникум на агронома. Закончил его блестяще. Будучи амбициозным молодым человеком, сам напросился в самый худой совхоз. Думал, сможет поднять его с колен. Приехал на место, а там разруха и бесхозяйственность. В выделенных молодому агроному апартаментах крыша течет, в жилой комнатушке на трубе ворона гнездо свила. На кровати лежит тюфяк с прожженной дырой.
– Тут у нас две недели назад тракторист сгорел, – рассказала Морякову бабуля, что помогала благоустроить быт новичку, и тут же утешила его: – Ты внимания не обращай. Сейчас мы эту дыру застелем тряпьем, и будешь спать.
Работники ни в грош не ставили нового агронома. Он к ним с нарядами на работу, а они его за три версты по матери отсылают. Воровство трактористов и самодурство директора, который во время охоты разъезжает на вездеходе по совхозным полям, перекрыли всякое рвение поднимать Нечерноземье. Сердобольные работницы не раз говорили Морякову: бросай все и беги отсюда в армию. С первой повесткой Сергей ушел служить. Рассудил, что лучше это сделать по старому обычаю. У незнакомого человека взял взаймы пять копеек. Говорили, у кого на гражданке остался неоплаченный долг, обязательно возвращается. Служить Морякову довелось в городе Пушкине (бывшем Царском Селе), в казармах, в которых когдато служил сам Лермонтов, в батарее управления артиллерийской разведки. После совхоза служба в армии казалась просто раем.
На гражданке Моряков продолжил обучение в Калининском сельхозинституте.
Он и сейчас остается агрономом. Болеет за возрождение сельского хозяйства. Переживает, что в век нанотехнологий российские поля зарастают сорняком и лесом.
– Ни для кого не секрет, что далеко не все хозяйства сегодня могут позволить покупку и содержание собственной техники, – говорит Моряков. – О доильном аппарате, который стоит 50 тысяч рублей, доярки мечтают годами. О каком фермерстве можно говорить? До войны создавались машиннотракторные станции. В Ржевском районе их было четыре. Сейчас ни одной.
Для справки: до войны население Ржевского района было 80 тысяч человек, сейчас 12 тысяч с половиной. При царе и уезд был обширнее, и деревень поболее. 1036 населенных пунктов. До войны было 800. Сейчас 280, где доживают в основном старушки.
…Недавно к Морякову обратились столичные кинематографисты с просьбой помочь в съемках фильма о загадочной русской душе. Москвичи едут к народному мастеру за натурными кадрами настоящей деревенской жизни. Цветисто рассказывать о ней в ролях разными голосами Моряков может часами, а вот показывать гостям особо уже и нечего.
Алёна СУББОТИНА