Жителям сельской местности обеспечено такое же качество взаимодействия с органами власти, как в областной столице
10 лет назад, 24 июля 2010 года, в поселке Жарковский открылся многофункциональный центр «Мои документы» – первый в Тверской области. Тогда не все понимали, зачем он нужен. Сегодня жители Жарковского района даже не представляют, как жить без МФЦ. Сегодня каждый жарковчанин знает адрес офиса многофункционального центра «Мои документы» – ул. Доватора, 16а. Уже после Жарковского многофункциональные центры открылись в Западной Двине, Вышнем Волочке, Нелидово…
Сейчас в регионе работает государственное автономное учреждение «МФЦ» с 35 филиалами в муниципальных районах и городских округах региона, а также их структурными подразделениями в городских и сельских поселениях. Доступ к госуслугам через МФЦ имеют более 90% жителей Тверской области.
Светлана Архипенкова руководит Жарковским МФЦ десять лет, со дня его создания. На вопрос, почему такой маленький и отдаленный от областного центра муниципалитет стал пилотным для запуска всей системы, она отвечает, что администрация района сразу оценила преимущества такой формы работы с населением.
– Нашли подходящее помещение, выделили средства, провели ремонт, закупили оборудование, – рассказывает Светлана Викторовна. – Жарковский МФЦ стал еще и первым учреждением, устойчивый интернет в котором был обеспечен благодаря оптоволоконным сетям – на тот момент это была техническая новинка.
Сотрудники Жарковского МФЦ первыми осваивали все тонкости оказания госуслуг по принципу «одного окна». Главные специалисты Ольга Попова и Юлия Лукашева, ведущий администратор Анастасия Рогожина, специалист отдела технической поддержки Александр Архипенков – все они трудятся здесь с момента открытия центра. Между прочим, в этом офисе чисто в любую погоду – за это отвечает уборщица Наталья Пономарева.
ЛЮДИ ПОНЯЛИ СРАЗУ
Большое видится на расстоянии. Трудно поверить, но ведь десять лет назад мало кто вообще понимал, зачем нужны многофункциональные центры. И сотрудникам первого в области МФЦ пришлось довольно долго убеждать другие государственные структуры, что это дело необходимое, что надо делиться информацией, сотрудничать, налаживать обмен документами… Сейчас это все уже преданья старины глубокой, как шутят в МФЦ.
Зато люди поняли сразу, насколько это полезная государственная инициатива. И сегодня в Жарковском многофункциональном центре не могут припомнить дня, чтобы у них не было посетителей. Не бывает таких дней. Даже в период коронавирусных ограничений центр был открыт: сначала работал только на выдачу уже готовых документов, а потом возобновил прием по предварительной записи. Конечно, соблюдались все правила санитарной безопасности.
Теперь местным жителям нет нужды ходить по многочисленным казенным учреждениям, тратить там время в очередях. Со всеми вопросами и документами идут в МФЦ. Десять лет назад центры «Мои документы» оказывали всего 32 услуги, а сегодня – более 200. И в некоторых случаях их работа просто незаменима!
Жарковский район – не очень большой муниципалитет, таких в Тверской области большинство. Здесь есть своя специфика: далеко не все государственные службы и учреждения представлены на территории. Например, нет отделения налоговой службы, Росреестра, в Пенсионном фонде работает только клиентский отдел, ближайший офис УФМС – в соседнем Западнодвинском районе… Ну не ездить же по всей области, чтобы получить нужные документы! Жители района приходят в МФЦ за решением своих проблем, и чаще всего им здесь помогают.
– У нас сейчас на приеме работают два специалиста, через их руки проходит более 600 пакетов документов в месяц, – говорит Светлана Архипенкова. – И знаете, как нам радостно, когда человек выходит от нас, улыбаясь, хотя пришел раздраженный, недовольный, – ему помогли, решили его вопрос.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
С какими только вопросами не приходят в МФЦ! Женщина в возрасте просит помочь разобраться с ее пенсией, следом гражданин пришел менять паспорт, после него местный предприниматель интересуется, как оформить налоговый вычет. Специалисты МФЦ обязаны знать все государственные услуги, особенности оформления, требования законодательства и много чего еще. Уплата налогов, регистрация на выборах, изменение состава семьи – со всеми вопросами люди идут в МФЦ. И здесь им отвечают, объясняют, помогают оформить документы – делают все возможное, чтобы человек и госуслуга встретились, и эта встреча была комфортной.
В Жарковском МФЦ, как и в других филиалах, нередко помогают землякам зарегистрироваться на портале Госуслуг, потому что в отдаленных деревнях у многих ни компьютеров дома нет, ни интернета. – Мы в течение десяти лет наблюдаем, как у людей постепенно формируется положительное отношение к государственным услугам, – говорит Светлана Архипенкова. – Сама система их получения за эти годы значительно модернизировалась, стала ближе к человеку. Все больше житейских вопросов, с которыми сталкивается каждый человек, можно решить с помощью специалистов многофункционального центра. Видимо, так и должно быть. Изначально, когда только стали открываться МФЦ, ставилась задача – добиться снижения административных барьеров и улучшения качества обслуживания населения. Эти требования выполнены. Показательный момент: за все десять лет работы Жарковского МФЦ на работу его специалистов не было подано ни одной жалобы! Это многое говорит и о системе, и о людях, которые в ней трудятся.
На сегодняшний день в МФЦ можно получить 1333 услуги. Например, оформить собственность на недвижимость, пособие на ребенка, подать заявление о распоряжении средствами материнского капитала, записать детей в школу или в детский сад. Предприниматели тоже могут благодаря МФЦ решать многие задачи. Например, провести государственную регистрацию юридического лица, прав на имущество и сделок с ним, поставить недвижимость на кадастровый учет, оформить лицензию на реализацию алкогольной продукции, цветных металлов, на ведение фармацевтической и медицинской деятельности, получить разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объектов.
Владислав ТОЛСТОВ Фото газеты «Жарковский Вестник»