Вопрос программы Дня города — “вопрос, конечно, интересный”. Именно потому я и пошел на это мероприятие. И не ошибся с выбором, хотя выводы по его результатам напрашиваются крайне неутешительные. Но, как говорится, “понять причину проигрыша — уже победа”. И причина того, что главный городской праздник выглядит из года в год все скучнее и преснее, стала мне во многом понятна.
Впрочем, начну по порядку. Открыл заседание председательствующий Павел Парамонов, и практически сразу передал слово руководителю Управления по культуре, спорту и делам молодежи города Твери Олесе Жуковой. Которая и ознакомила присутствующих с программой проведения праздника, на который запланировано потратить 7,3 млн рублей. Кстати, — меньше, чем тратили на аналогичные мероприятия ранее.
Пересказывать эту программу нет смысла, — достаточно упомянуть о том, что, взявший слово после Жуковой Парамонов “выразил субъективное мнение”, сводящееся к тому, что ничего нового, по сравнению с прошлыми праздниками, он в программе не увидел. Более того, — не увидел и осознания самой цели его проведения. Обозначив как бы два варианта: то ли праздник это сериал, — пустой, но “попсовый” и приносящий прибыль, то ли это “канал “Культура”” — убыточный, но что-то “несущий в массы”. И — предложил гостям Круглого стола, среди которых присутствовали представители обеих ветвей городской власти, члены палаты, и просто заинтересованные лица, высказываться.
Описывать дальнейшее подробно, а тем более в хронологическом порядке не хватит у меня ни времени, ни сил, ни сарказма. Обсуждение свалилось в хаос, модерировать который должным образом председательствующий оказался просто не в состоянии. Впрочем, это не является чем-то исключительным для заседаний любого уровня, — потому писать об этом я бы не стал, если бы не три момента и один глобальный вопрос, вызвавшие, очень мягко говоря, мое крайнее недоумение.
Первый момент — неоднократно повторявшиеся в процессе обсуждения параллели нашего Дня города с подобными праздниками в других странах и городах. Из которых почему-то особой популярностью пользовался карнавал в Рио-де-Жанейро. Упоминающие его, видимо, совершенно забыли о том, что тот же бразильский карнавал ведет свою историю поистине из глубины веков, — с тех еще времен, когда не было ни интернета, ни телевидения, ни даже радио. С тех, когда всевозможные “массовые гуляния” и были единственным видом “зрелищ”, доступным народу. А с тех времен бразильская власть ни разу не менялась настолько, чтобы переписывать собственную историю и отменять общенациональные традиции. У нас же (скромно напомню) сначала обкорнали “дореволюционные” традиции, затем принялись уничтожать постреволюционные, и сегодня сложилась парадоксальная ситуация: возрождать советские традиции — запрещено, царские — тошно, а новых-то и нет… Хотя, в общем-то, а почему не посчитать традицией укоренившееся за 25 лет празднование Дня города в стиле “пиво-потусоваться-фейерверк”? Срок немалый, вполне себе тянет на “новую традицию”.
Не нравится? Хочется чего-то другого? Тогда стоит уяснить следующее: если в Рио эту традицию нужно всего лишь поддерживать, то в Твери традицию нужно создавать. К тому же — ломая прежнюю “пивно-тусовочную”. А это, поверьте мне, многократно сложнее. Так что — не катит аналогия. Нет, совсем не катит.
Второй момент — усиленное лоббирование “дизайнерской” группой присутствующих своих, если не интересов, то потребностей. Суть их выступлений сводилась примерно к следующему: “Дайте нам тему, слоган — мы рисовать хотим!” Ну и, очевидно, получать за это рисование плату. — При том, что на мой взгляд, вопрос визуального оформления города на этот праздник — “дело шестнадцатое” в списке проблем, которые предстоит решить. Конфету никто не будет покупать ради яркого фантика (красивого ли — это отдельный вопрос), особенно — не раз обжегшись до этого на покупке цветастых пустышек. Да и, положа руку на сердце, многие ли из тех, кто не имел сам непосредственного отношения к организации Дня города, помнят, каким именно было его оформление в прошлом году? А в позапрошлом?
Так что, не то, что обсуждать, но даже и упоминать этот вопрос на данном этапе явно было преждевременным, и даже назойливым. Тем более, что, на мой взгляд, данную статью расходов вообще можно было бы исключить из сметы. Найдутся желающие заняться оформлением “на общественных началах”, из чувства патриотизма, — прекрасно. Нет? — Не беда. Было бы содержание, а фантик, то бишь афиши, можно напечатать и незатейливо, недорого, на простой бумаге.
Третий момент. Уже под занавес обсуждения прозвучала претензия из уст одной из участниц: “Вы на все смотрите с точки зрения потребителя!” Повторяю — претензия.- Извините, а на кого же тогда рассчитан День города, если не на “потребителя”? Кто является его “целевой аудиторией”? Участники? Начальство? Или организаторы разрабатывают его исключительно ради собственного удовольствия? Нет, — как раз мнение “потребителя”, простого гражданина, горожанина, и должно быть главным в этом обсуждении.
К слову, такая позиция весьма распространена сейчас среди той части публики, которая не приемлет никакой критики в свой адрес. Дойдет скоро, вероятно, до вопросов типа “Сколько ты сам снял фильмов, чтобы критиковать этот? Сколько ты сам сделал колбасы, чтобы быть недовольным этой? Сколько ты сам организовал Дней города, чтобы иметь право говорить, что этот тебе не нравится?” — Тенденция, однако. Но тенденция мерзкая, и с вполне понятным подтекстом.
И — главный вопрос. Вопрос о самом обсуждаемом вопросе. Который не удалось даже структурировать, — почему, собственно, не было и внятного его обсуждения. Нет, уважаемый Павел Парамонов сделал, как я уже писал, такую попытку, но, полагаю, изначальное деление на “сериалы” и “Культуру” — не совсем та “печка”, от которой надо “плясать”.
Начать же стоило бы с осознания того, кто, как и зачем ходит на эти праздники. И выяснилась бы прелюбопытная вещь, — что в полумиллионном городе во всех мероприятиях Дня города, по самым оптимистичным, и скорее всего преувеличенным оценкам, принимает участие не более 100 тысяч человек. Из которых до половины — “гости Твери” из южных регионов, и доля их постоянно растет. Подавляющее большинство же горожан вольно или невольно игнорируют этот праздник, — либо потому, что есть более важные дела, либо просто потому, что “неохота”.
Кто же они, все же приходящие на праздник? В большинстве своем, рискну предположить, это люди, которым либо все равно, где “тусоваться” в выходной день, либо те, кому просто больше некуда пойти. Плюс — небольшая прослойка родителей, выгуливающих своих чад в центре города, чтобы “показать им хоть что-то”, пусть даже это “что-то” год от года остается неизменным. Излишне говорить, что большая часть этой публики по определению пассивна, и вряд ли заинтересована в каком-то собственном участии в действе, в каком-то “интерактиве”.
Посему, рискну обозначить ту “печку”, от которой стоило бы “плясать”, так: Как привлечь людей? Как вынудить их ждать этот праздник, считать его праздником, идти на него, принимать в нем участие? С точки зрения рекламы, маркетинга, пиара, чего угодно еще, ответ напрашивается сам собой: надо дать им то, чего никогда раньше не было и, возможно, никогда не будет. Надо дать им Событие, причем такого масштаба, чтобы о нем заведомо говорили не только в Твери, чтобы жители других городов завидовали тверитянам.
Вот, обозначив, спланировав такое мероприятие, можно, воспринимая его как “гвоздь программы”, обозначать и тему праздника в целом, окружать его менее масштабными, но уже тематическими “точками”, и все это — на фоне тех же традиционных “лотков” и “площадок”, что единолично заполняют программу праздника каждый год. Но теперь уже им должна быть отведена роль лишь “фона”. Ну, и уж потом — прочая мелкая “обвязка”, типа лозунгов, девизов, слоганов, и — да, возможно, и оформления.
Нет, я понимаю, логичнее было бы наоборот: сначала обозначить тему, а затем уже подтягивать под него мероприятие-”гвоздь”. Но Тверь, к сожалению, не Москва, а 7,3 млн “дерева” — крохи для того, чтобы организовать и провести такое событие по “назначенной” теме. Потому, приходится (а наверно и придется) довольствоваться и теми событиями, которые выпадут Твери по случайности, без каких-то особых затрат и стараний с ее стороны, но, тем не менее, способных стать “праздникообразующими”.
Идея мероприятия, способного сыграть эту роль на нынешнем празднике, была озвучена на Круглом столе членом Общественной палаты области Владимиром Левицким, — открытый киберфестиваль “Тверская броня”. Точнее, он попытался ее озвучить, но был буквально зашикан. Что ж поделать, слова “компьютерные игры”, “танчики” до сих пор вызывают у некоторых состояние, близкое к животному страху. Причем, чаще всего, у людей, имеющих крайне смутное представление о предмете. Потому Левицкому не удалось рассказать ни о программе комплексного праздника, ни о привязке его к 70-летию Ржевской битвы, ни о патриотической составляющей. А зря. Хотя бы потому, что иных претендентов на роль “гвоздя” не просматривается, да и смею предполагать, не появится вовсе.
Уж на грядущий День города — точно. На следующий — время еще есть, можно думать и предлагать. Но этот, судя по всему, окажется именно таким, против которого недавно голосовало большинство опрошенных в “Живом журнале”. Хотя вопрос там формулировался, думаю, не совсем верно. “Считаете ли вы нужным проведение Дня города?” — Смею предположить, что отвечали на него люди, имея в виду не День города вообще, а День города в привычном и приевшемся формате. Измени его — и ответы будут иными.
Осталось немногое — изменить. Заседание Круглого стола, мягко говоря, не вызвало уверенности в том, что это произойдет.