В ноябре в Твери начал работу сервис заказа такси DiDi. Рынок отреагировал – цены на поездки стали ниже. Но водителей, а значит, и машин по-прежнему не хватает.
Сегодня в областной столице действует сразу несколько компаний, которые предлагают пассажирские перевозки легковым транспортом. На слуху такие сервисы, как «Яндекс.Такси», «Максим», Uber, «Везет», «Таксовичкоф» и теперь DiDi, активно себя рекламирующий. Кажется, что компаний много, но на деле тверитянам приходится подолгу ждать вызванную машину и сталкиваться с отказами. Повлияет ли на положение дел приход нового игрока?
Тарифы пошли на снижение
Компания DiDi сразу взяла курс на привлечение как клиентов, так и водителей. Скидки на поездки, довольно низкие цены – то, что всегда привлекает людей.
– В первую очередь мы ориентируемся на массовый сегмент и хотим, чтобы поездки с DiDi были доступны каждому, – отметили в пресс-службе компании. – Поэтому мы стремимся, чтобы стоимость поездок, заказанных в DiDi, была ниже, чем в других сервисах. И для этого используем передовые технологии.
Игроки рынка уверены, что снижение цен – мера временная.
– Ценовой откат неизбежен. Didi, скорее всего, повысит цены до общерыночных, как только наберет нужный ему оборот. Но будет ли наращен достаточный объем? С высокой долей вероятности этого не произойдет, – отметил директор по маркетингу сервиса заказа такси «Таксовичкоф» Антон Елдышев. – В этом случае Didi снова погрузится в спящее состояние, а цены на услуги такси вернутся к среднерыночным.
Цены на такси в Твери сегодня неоднородны. В определенные дни или часы они повышаются. Стоимость поездки зависит от машины, уровня комфортности, дополнительных услуг: наличие детского кресла, разрешение везти животных. Обычно зимой стоимость поездок в такси повышается. Во-первых, потому что растет спрос – в холодную погоду люди чаще отказываются от поездок на общественном транспорте. Во-вторых, расходы на ГСМ зимой выше.
Для удобства пассажира
Кроме цены, любому клиенту важны комфорт и безопасность. Все представители компаний, занимающихся перевозками, утверждают, что этому они уделяют особое внимание.
– На наш взгляд, сегодня компании такси конкурируют друг с другом не столько в цене, сколько в качестве обслуживания, – озвучил общее мнение игроков рынка директор по маркетингу сервиса заказа такси «Таксовичкоф» Антон Елдышев. – В Твери нет переизбытка предложений услуг легкового такси. Они полностью уравновешены спросом.
Сегодня, при развитии дистанционных услуг и сервисов, уже стали обыденным делом оплата проезда банковской картой, вызов такси через приложение. В приложениях есть даже функция отслеживания маршрута или кнопка SOS для вызова правоохранительных органов в экстренной ситуации. Все это характерно для большинства сервисов.
Борьба за водителя
Приход нового игрока на рынок такси – это не только борьба за клиента, но и за водителей.
– Такси – это конкурентный рынок. Сильные компании развиваются, слабые уходят, появляются новые. Так всегда было, – отметила специалист отдела по связям с общественностью сервиса «Максим» Екатерина Мамай. – Компании конкурируют не только за пассажиров, но и за водителей. В этом году водителей меньше из-за пандемии. И это проблема, которую пытаются решить все компании, прогнозируя предновогоднее увеличение спроса.
А водители, чтобы работать без простоев, нередко сотрудничают сразу с несколькими агрегаторами такси, выбирая выгодные для себя заказы.
Конкуренция вынуждает компании идти навстречу водителям, утверждают в тверских фирмах.
В частности, DiDi предлагает возможность заработка с помощью сравнительно низкой комиссии для водителей. Низкая цена на поездки для клиентов пока компенсируется доплатами от самой компании. Сколько это будет продолжаться, неизвестно. Но заказов там пока мало, признаются таксисты, подключенные к этому сервису.
– Я работаю сразу в нескольких такси Твери, – рассказал нам водитель Денис. – Любой новый сервис заказа, появившийся в городе, – это возможность работать без простоев. Цены за услуги такси сегодня действительно снизились, хотя зимой обслуживание машины и поездки по городу обходятся дороже, чем, например, летом. Надеюсь, что это ситуация временная.
– Появление на российском рынке такси нового игрока – показатель огромного потенциала нашего рынка такси, – отметила представитель пресс-службы ГК «Везет» Юлия Варламова.
Это только на первый взгляд кажется, что такси заполнили город. А попробуйте найти большую машину, чтобы уехать могла, скажем, многодетная семья, или небольшую, но оборудованную детским креслом. Да еще чтобы водитель был в маске, регулярно мыл салон и возил с собой антисептик. Не всегда это получится у вас с первого раза даже в Твери, что уж говорить про небольшие районные центры. Так что рынку такси есть куда расти, причем и в количественном, и в качественном отношении.
Везти по закону
В последние год–два в Твери активно пресекают деятельность нелегальных такси. Сотрудники Госавтоинспекции ловят их на улицах города, нередко устраивая «контрольную закупку». Нарушений выявляют много, главное – отсутствие лицензии на пассажирские перевозки. Если у водителя нет «шашечек», техосмотра или медосмотра, путевого листа, карточки с информацией о перевозчике, его накажут рублем. А машина может быть эвакуирована на спецстоянку.
Штрафы, предусмотренные КоАП:
Работа в такси без лицензии – 50 тыс. рублей.
Отсутствие при себе лицензии– 5 тыс. рублей.
Отсутствие карточки с информацией о перевозчике, водителе и др. – 1 тыс. рублей.
Отсутствие путевого листа – 500 рублей.
Невыдача пассажиру кассового чека или квитанции – 1 тыс. рублей.
Отсутствие фонаря или «шашечек» на машине – 3 тыс. рублей.
Незаконная установка фонаря такси и нанесение «шашечек» – по 5 тыс. рублей.
Ирина ТЮРИНА