В аэропорту Шереметьево 26 августа 2012 года, через две недели после празднования 100-летия Военно-воздушных сил России, совершил первую посадку Sukhoi Superjet 100-95 «Василий Борисов». Лайнер, рассчитанный на перевозку 87 пассажиров в комфортабельной компоновке, носит имя Героя Советского Союза, заслуженного пилота СССР, проработавшего в гражданской авиации более 40 лет.
Василий Александрович Борисов родился 12 апреля 1913 года в селе Гора-Пневиц нынешнего Калязинского района Тверской области. Его крестили в местной церкви Рождества Богородицы, которая и ныне стоит в ветхом состоянии при въезде в село. Чудом уцелели не только сам храм и часть фресок, но и величественная колокольня. Первоначальная церковь, деревянная, была возведена не позднее XVI века, но и у нынешней, каменной, возраст почтенный: она освящена в 1795 году. Помимо главного алтаря имелись два боковых придела: во имя Николая Чудотворца и Иоанна Богослова. Храм был окончательно закрыт в 1935 году.
К этому времени Василий Борисов уже уехал из родного села, стоявшего на границе Тверской, Московской и Ярославской областей, в подмосковный город Богородск, который вскоре стал именоваться Ногинском – по фамилии его земляка, калязинца Виктора Ногина, видного соратника Ленина. После окончания школы Василий некоторое время работал арматурщиком в управлении «Стальстрой», а затем по комсомольскому набору – на строительстве Ярославского резинового комбината.
Но парня потянуло в небо, и в 1933 году Борисов окончил Саратовский авиационный техникум, а через два года – Тамбовскую авиационную школу пилотов Гражданского воздушного флота.
Вначале он работал в учебном отряде Дальневосточного управлении ГВФ, базировавшемся на аэродроме Вторая Речка под Владивостоком, был командиром звена. Но вскоре, узнав о формирующейся группе самолетов для полетов над Камчаткой, Василий упросил руководство, чтобы войти в нее. Одной из причин такого решения было то, что он никак не решался признаться в любви красавице Тоне, вот и решил поразмышлять о будущем на самом краешке земли. В декабре 1937 года пришло распоряжение о назначении его командиром Камчатского авиаотряда.
Борисов взял с собой еще двух летчиков и Тониного брата Ивана – техника с золотыми руками, которые не раз выручали пилотов из беды. В трюме парохода, на котором они двенадцать дней плыли по морю, находились в разобранном виде запакованные в ящиках три гидросамолета, на которых летчики потом облетали весь громадный полуостров Камчатку, а попутно и Чукотку. Летать приходилось много, днем и ночью, в любых метеоусловиях. В летной книжке Борисова было записано, что он без аварий налетал миллион километров и может пилотировать любой тип самолета.
Попав в Москву в длительный отпуск, Василий Александрович не терял времени даром и устроился на курсы боевой подготовки. Пять месяцев он учился летать на скоростном бомбардировщике и осваивал точное бомбометание, всаживая в мишени цементные бомбы.
Вернувшись на Дальний Восток, Борисов летал в целях рекогносцировки по трассе БАМа (подготовка к его строительству началась еще в предвоенное время), снабжал продуктами отряды изыскателей. Однажды он спас от голода несколько групп, отрезанных от своих баз ранним осенним ледоходом.
В ту пору, наконец, соединились два любящих сердца, и Василий и Антонина оставались вместе (конечно, с перерывами во время войны и послевоенных экспедиций в Арктику и Антарктику) всю жизнь.
С июля 1941 года, после того как начальство не подписало два его рапорта с просьбой отправить в действующую армию, Василий Александрович все же стал командиром эскадрильи специальной группы Аэрофлота по перегонке самолетов Ил-4 с Дальнего Востока на фронт. Приведя девятку «Илов» на передовую, с января 1942 года старший лейтенант Борисов, после первого же контрольного вылета, стал воевать в должности командира звена 750-го авиаполка дальнего действия. За полгода он совершил 80 боевых вылетов на бомбардировку стратегических объектов в тылу противника.
За мужество и героизм командир полка представил его к ордену Отечественной войны 1-й степени, но Военный совет Авиации дальнего действия пересмотрел решение, и 31 декабря 1942 года майору Василию Александровичу Борисову было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 769).
По воспоминаниям, командир Василий Александрович Борисов был душой экипажа. Его часто называли рыцарем неба, а штурман эскадрильи Семён Чугуев дал ему меткое прозвище Царь Борис. Ибо небо для Василия было родной стихией, его царством…
Борисов стремился как можно полнее использовать тактико-технические данные вверенной ему крылатой машины. Он первым в полку поднял в воздух десять стокилограммовых бомб и три пятисотки. Узнав об этом, на аэродром прибыл конструктор Ил-4 Сергей Владимирович Ильюшин. Он долго осматривал машину, ее узлы и, одобрительно отозвавшись о новаторстве летчика, уехал. Командование наградило Василия трофейным мотоциклом. Опыт Борисова стали перенимать и использовать другие летчики полка. Особенно он пригодился им в боях за Сталинград. Командир был парторгом эскадрильи, влиял на окружающих и сослуживцев не только словом, но и личным примером в бою. Он хорошо знал характеры людей, всячески развивал у них чувства дружбы и взаимопомощи. А на войне, в условиях постоянной опасности, это очень и очень важно.
Всего за годы войны наш земляк совершил 284 боевых вылета, в том числе 20 – на Берлин, Данциг, Кёнигсберг, Будапешт, Варшаву и Хельсинки.
Василий Александрович был представлен к званию дважды Героя Советского Союза, и в Центральном архиве Министерства обороны РФ (Ф. 33. Оп. 793756. Ед. хр. 6) хранится соответствующий наградной лист. Но Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоение ему этого высокого звания было заменено на орден Ленина.
В 1946 году подполковник Борисов вышел в запас и работал в системе Министерства внутренних дел, летая на трассах Дальнего Востока, возглавлял насчитывавший тридцать самолетов авиаотряд Бамстрой-проекта НКВД, а затем сводный отряд легкомоторной авиации «стройки 501», занимавшейся строительством самой северной в мире железной дороги Салехард – Надым – Игарка. С 1952 года он являлся начальником управления воздушного транспорта «Дальстроя» – самой большой части Архипелага ГУЛАГ, а с 1955 года – командиром Магаданского авиапредприятия.
В конце 1950-х годов Василий Александрович стал первым начальником международного аэропорта Шереметьево, а поставив его на ноги, перешел через несколько лет в любимую полярную авиацию. Уже в очень зрелом возрасте (ему было за 50) наш земляк в высоком ранге был участником экспедиций на Северный полюс, а в 1966–1967 годах – на Южный полюс и на своем самолете с изображением белого медведя на фюзеляже вел разведку айсбергов у берегов Антарктиды. Антонине Ивановне много лет пришлось переживать за безопасность и здоровье мужа. А он только отшучивался.
Василий Александрович участвовал и в первой вертолетной вулканологической экспедиции. Именно с крошечного Ми-1 под его управлением кинооператор впервые снял жерла вулканов Камчатки, в том числе кратер вулкана Келля, названного так в честь нашего земляка – торопчанина академика Николая Келля, создателя метода фотограмметрии, обеспечившего полную аэрофотосъемку поверхности нашей страны.
Заслуженный пилот СССР Василий Александрович Борисов жил в городе Лобне, с которым соседствует ставший частью его жизни аэропорт Шереметьево. Герой-летчик скончался 22 апреля 1993 года и похоронен на Кунцевском кладбище.
Ровно за месяц до 100-летнего юбилея нашего выдающегося земляка, 12 марта 2013 года, Международный совет аэропортов признал московский аэропорт Шереметьево лучшим в Европе. Основа этого успеха была заложена первым директором аэропорта Василием Борисовым более полувека назад.
Калязинцам непременно надо крепко подружиться и с коллективом аэропорта Шереметьево, и с замечательной школой № 3 города Лобни, носящей имя их земляка-Героя. А москвичам интересно будет побывать на берегах Волги под Калязином и в селе Гора-Пневиц с прекрасным, но ждущим восстановления храмом Рождества Богородицы, где крестили будущего Героя Советского Союза Василия Борисова.
Вячеслав ВОРОБЬЁВ