Этой весной в социальных сетях можно было найти необычные аккаунты «гражданина мира» Алюминия или Ртуть Гидраргиумова. Так тверские школьники выполняли домашнее задание по химии на дистанционном обучении
Учебный год в школах, учебных заведениях Тверского региона в этом году немного затянулся. Из-за пандемии еще весной все перешли на дистанционное обучение. Оно продолжается до сих пор – порядка 6 тыс. одиннадцатиклассников Верхневолжья и их педагогов сейчас усиленно готовятся к единому госэкзамену. Он стартует в начале июля.
Встретимся в ZOOMе
Переход от привычных школьных уроков к виртуальному обучению еще в марте–апреле этого года всколыхнул все образовательное сообщество, учеников и их родителей. После весенних каникул школьники не вернулись в классы, а остались дома, за компьютерами и планшетами. К новому формату учебы поначалу привыкали все: учителя, дети и их родители.
Педагоги на каникулах учились работать в онлайн-режиме, ускоренно изучая новые возможности, цифровые образовательные площадки для работы с детьми. В школах Твери даже совещания и педсоветы проводились на платформе ZOOM.
Для учителей, кто не мог работать дома, классы в школах были подготовлены и оснащены всем необходимым для онлайн-уроков. Пришлось привыкать к новым условиям работы: учителя единогласно признаются – первые две недели было очень сложно.
– Сначала мы столкнулись с резким ростом объемов работы. Нужно было освоить разные платформы, подобрать материал именно к дистанционным урокам. Я не только вел онлайн-занятия в профильных классах, но и ежедневно получал сотни писем от учеников, с ответами, домашними заданиями и вопросами. И все домашние задания надо было проверять, – поделился с нами учитель биологии средней школы № 38 Юрия Матвеев. – Но потом адаптировался. Ученикам тоже пришлось нелегко – им пришлось подстраиваться под изменившиеся требования.
Даже электронный журнал не выдержал такого объема работы, и в первую неделю онлайн-обучения «упал», создавая дополнительные сложности детям и взрослым.
«Домашка» в новом формате
Зато когда к дистанционному режиму все более-менее подстроились и привыкли, началось плодотворное обучение. Бесплатный доступ для учителей и учеников открыли многие образовательные электронные платформы. «Яндекс школа», «Я Класс», «Яндекс.Учебник», «Фоксфорд», Zoom, Discord и многие другие площадки стали основой для ежедневных уроков. Тверские учителя признаются, что в новых условиях открыли для себя много новых и интересных форм обучения, которые планируют использовать и в будущем. По видеосвязи шли даже уроки физкультуры, а родителям приходилось «расчищать» пространство в комнате от мебели, чтобы выполнить необходимые упражнения.
А некоторые педагоги не ограничивались общедоступными заданиями и тестами, а подошли к делу творчески, – чтобы, в первую очередь, детям было интересно выполнять так называемую «домашку».
– Привычные домашние задания – это не формат дистанционного обучения. Поэтому некоторые учителя нашей гимназии стали придумывать задания соответствующей сложности, которые детям было бы интересно выполнять, – рассказала нам заместитель директора по учебно-воспитательной работе тверской гимназии № 12 Наталья Мартьянова. – Например, учитель химии дала задание сделать страничку в социальных сетях некого химического элемента, выложить фото, с интересным текстом. И для этого надо было найти и изучить материал об элементе.
Так, мы действительно нашли в инстаграме странички «гражданина мира» Алюминия и Ртуть Гидраргиумова, с подобранными фото и интересными фактами. Получилось необычное сочетание популярных среди детей тенденций и образования.
Учиться стали лучше
Между тем, тверские учителя утверждают, что оценки у учеников стали лучше. Многие ребята с удовольствием выполняли дополнительные задания, на повторение материала или для углубления своих знаний. Дома у детей оказалось больше времени на выполнение уроков и заданий.
Быстро освоились в виртуальном режиме учебы более самостоятельные в жизни дети, которые смогли организовать свое время, распланировать день. Остальным было сложнее. Но к маю, утверждают учителя, все привыкли.
А каждая школа, педагог пытались найти свой подход к ученикам. В некоторых учреждениях одиннадцатиклассников и вовсе «разгрузили», чтобы они полностью сконцентрировались на повторении материала и подготовке к ЕГЭ.
– У нас не проводились онлайн уроки, задания мы получали и отправляли по электронной почте. Так как на самостоятельную подготовку, повторение, на уроки приходилось больше времени, было немного легче, – рассказал ученик 11 класса средней школы № 14 города Кимры Артем Рябочкин. – Единственное, что всем нам очень не хватало, – это личное общение с учителями и друг с другом.
Общение в дефиците
И действительно, как и Артему из Кимр, живого общения не хватало учителям и ученикам во всех школах Верхневолжья.
– Дистанционное обучение все равно никогда не заменит обучение в школе, – отметила Наталья Мартьянова. – Когда дети находятся в классе, они чувствуют оценку окружающих на их ответ или высказывание. А в формате видеоуроков ребята оказались этого лишены.
Доказывают это и данные федеральных опросов среди детей. Например, согласно исследованию Фонда «Национальные ресурсы образования», 65% учащихся согласны, что усваивать новый материал гораздо проще во время обычных уроков в классе, а не на удаленке. Между тем, 21% опрошенных ребят оценили и плюсы онлайн-обучения, увидев для себя новые возможности.
Жизнь в Сети
На деле же получилось, что все общение ушло в социальные сети – в форме конкурсов, флешмобов, челленджей и т.п. Тверские ребята и учащиеся из районов «посещали» виртуальные экскурсии по усадьбам, музеям, выставочным залам. Многие культурные и образовательные учреждения раскрыли свои онлайн-ресурсы во время пандемии.
Учащиеся не остались в стороне и от научных событий в области и в России в целом, которые обычно проходят в конце учебного года. Тверские ребята принимали активное участие в научных онлайн-конференциях, олимпиадах. Для старшеклассников в этом была своя польза – за призовые места в научных мероприятиях многие вузы «дарили» дополнительные баллы при поступлении.
И в ЕГЭ не бросят
С приходом лета и наступлением каникул многие дети, педагоги и родители забыли о дистанционных уроках и виртуальном общении. Но только не одиннадцатиклассники, которым в начале июля предстоит сдавать единый государственный экзамен, а затем поступать в вузы. Учителя, даже находящиеся сегодня в отпуске, не бросают ребят: подготовка к ЕГЭ также перешла в формат онлайн-консультаций.
– Пусть уроки официально закончились, но ребят оставлять нельзя, – считает Юрий Матвеев. – Им и так сейчас психологически тяжело. Поэтому консультации по подготовке к ЕГЭ проводим регулярно, тренируемся, повторяем материал. Для многих учеников отложенный на месяц госэкзамен и подготовка в онлайн-формате – это все-таки испытание и лишнее волнение.
На сегодняшний день до старта ЕГЭ остаются считанные дни. И хочется надеяться, что виртуально полученные знания все же принесут тверским выпускникам положительные оценки и вполне реальное поступление в вузы страны.
Между тем, и учителя, и ученики надеются, что за лето пандемия закончится и 1 сентября учеба вернется к своему привычному формату. Педагоги наконец увидят заинтересованные глаза ребят, услышат их живые ответы на уроках и будут проверять рукописные тетради, а не задания в электронном дневнике. А их ученики, как и раньше, будут выполнять настоящие химические опыты, играть в футбол на уроках физкультуры и писать шпаргалки к контрольным работам. И – в конце концов – просто общаться друг с другом. Ведь, как ни крути, учиться дома хорошо, а в школе лучше.
Ирина ТЮРИНА