Преподаватель специальных дисциплин Осташковского колледжа Марина Белова отмечена благодарностью министра просвещения РФ за многолетний труд и успехи в подготовке профессиональных кадров.
Она преподает компьютерное программирование больше 20 лет, хотя, получив дипломом инженера-программиста по окончании Калининского университета, вовсе не собиралась связывать свою жизнь с педагогикой. Сначала работала в вычислительном центре, потом ее пригласили в отделение банка в Осташкове. Однако через какое-то время банк закрылся. А в местном колледже только что открыли новую специальность, «программирование и информационные технологии». Марина Белова отправилась туда и стала первым в Осташкове преподавателем информационных дисциплин. И сейчас признается, что с 1 сентября 1997 года, когда впервые вошла в учебный класс, ни разу не пожалела о кардинальной перемене в жизни.
Название специальности, которую она преподает, несколько раз менялось – сегодня она называется «информационные технологии». За два десятилетия изменилось и все, что связано с компьютерами, программированием и IT-сектором. Когда-то на компьютер приходили посмотреть как на диковинку, сегодня он есть в каждой семье. Каких-то 15 лет назад студентам приходилось буквально с азов объяснять, что такое информационные технологии и как они пригодятся в жизни. Сегодня это очевидно – у всех есть смартфоны, мессенджеры, страницы в соцсетях. Сегодня, смеется Марина Белова, трудно поверить, что в аудитории колледжа стояли еще советские компьютеры ДВК и студентов готовили к завоеванию информационного рынка на этих реликтовых аппаратах.
КВНовская дружба
Марина Владимировна вспоминает, как в первый же учебный год отправилась в вычислительный центр, в котором когда-то работала, с просьбой помочь оборудовать в колледже компьютерный класс. Бывшие коллеги откликнулись, и вскоре в Осташкове появилось самое современное по тем временам оборудование. Более того: компания предложила направлять к ним студентов на производственную практику, чтобы ребята самостоятельно писали программы.
Но по-настоящему подружиться со студентами Марине Беловой помог КВН. 20 лет назад у каждой школы, каждого училища были свои команды КВН, это было очень популярное движение. Молодому педагогу-программисту поручили заняться этим в колледже, помочь ребятам. Она подошла к поручению ответственно. Сама придумывала репризы и сценки, редактировала сценарии выступлений, сидела на репетициях, а потом посещала каждое выступление «своей» команды и активно болела за ребят. Прошло уже два десятилетия, но все, кто играл в команде КВН под ее руководством, сохранили дружеские отношения с педагогом.
– Эти ребята уже давно выросли, у них свои семьи, бизнесы, карьеры, но, как только я сообщаю, что собираюсь приехать в Москву, они все собираются и устраивают мне экскурсии по столице, – смеется Марина Владимировна.
Для дошколят и пенсионеров
Сегодня каждый человек обязан разбираться, как работает компьютер, Интернет, социальные сети – без этого в современной жизни никуда. Когда местный центр занятости предложил Беловой провести несколько занятий для пенсионеров в рамках программы по профобучению, она придумала, как сделать курс интереснее. Пригласила своих студентов-старшекурсников, которые рассказывали «возрастным» ученикам, что интересного и полезного можно найти по всемирной Сети. А потом от теории перешли к практике. Открыли базу данных Министерства обороны «Память народа» и предложили пенсионерам найти своих родственников, участников Великой Отечественной. И совершенно неожиданно для себя одна женщина нашла сведения о своем отце, которого в семье уже много лет считали пропавшим без вести!
– Это был настолько эмоциональный момент, что все забыли вообще, зачем пришли на занятия, – говорит Марина Владимировна. – После этого во все курсы для пенсионеров мы обязательно включаем поиск их родных по базе данных, потому что, оказалось, многие просто не знают о ее существовании.
А еще один из детских садов в Осташкове обратился к Марине Беловой с просьбой написать компьютерную игровую программу. Речь шла о нескольких простейших логических играх для детсадовцев – выяснилось, что с экрана компьютера малыши запоминают информацию быстрее, чем от воспитательницы. Программу сочиняли вместе с воспитателями и родителями малышей, в проекте с Беловой участвовали и ее лучшие студенты.
– Я считаю, что надо давать студентам самые широкие возможности для общения, – говорит она. – Есть такое предубеждение, что программист – это неразговорчивый человек, который не способен общаться с людьми, только с машинами. Так вот, это не так. И программисты сильно изменились, и в общении они могут зажигать не хуже других.
Полезная практика
Когда студенты отправляются на дипломное проектирование, она старается договориться с местными организациями, чтобы они предлагали конкретные практические темы для дипломов. Никто этого не делает, а у Беловой получается. Например, в одной компании дипломники составляли компьютерные тесты для кандидатов на трудоустройство с учетом специфики организации. А в другой раз студенты Осташковского колледжа разрабатывали сайт для школы, в которой когда-то учились, – и сайт получился отличным, и за диплом получили самую высокую оценку. Информационные технологии настолько глубоко проникли в нашу жизнь, говорит педагог, что совершенно неизвестно, какие сферы применения обнаружатся для ее дипломников в следующий раз.
На вопрос, кто показывает лучшие успехи в программировании, мальчики или девочки, Белова задумывается. С одной стороны, говорит она, девочки значительно более усидчивые и внимательные, они не совершают ошибок, которые присущи юношам. С другой – мальчики более четко следуют заданиям, алгоритмам.
– Я никогда не думала, что буду учить детей, – говорит Марина Белова. – Если честно, когда пришла в колледж, думала: ну, какой из меня педагог, максимум год продержусь. Но вот работаю уже 23-й учебный год и сейчас даже не представляю, что могу заниматься чем-то другим.
Владислав ТОЛСТОВ
Фото из личного архива Марины БЕЛОВОЙ