Большинство россиян по-прежнему доверяют традиционным СМИ, а не новостям в Интернете
Большинство россиян по-прежнему больше доверяют отечественному телевидению, чем современным средствам получения информации, например Telegram-каналам или соцсетям. Об этом говорится в исследовании группы ЦИРКОН, с результатами которого ознакомились «Известия».
По мнению экспертов «Известий», опрос показал, что слова о кризисе доверия к традиционным СМИ оказались преувеличенными, а степень влияния Интернета на широкую аудиторию переоценена.
63% опрошенных считают отечественные телевизионные программы наиболее надежным источником получения достоверной информации о происходящем в стране и мире. Сведениям, полученным от друзей или знакомых, согласно опросу, доверяет 31% респондентов. Еще 28% участников исследования назвали в качестве надежного источника информации новости в поисковых системах, а 22% доверяют сообщениям в соцсетях.
Наименьшим спросом в качестве источников информации у россиян пользуются различные Telegram-каналы (4%) и сообщения зарубежных СМИ (3%). Авторы исследования подчеркивают, что уровень доверия россиян зависит от возраста респондентов. Например, в молодежной среде (от 18 до 24 лет) доверие к новостям «из телевизора» (44%) практически такое же, как к сообщениям из социальных сетей (40%) и новостных агрегаторов (43%).
15-кратная разница в уровне доверия к федеральному телевидению и Telegram неудивительна, уверен глава Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. По его словам, большинство населения привыкло к традиционным источникам информации.
– В горизонте ближайших нескольких лет такая ситуация, очевидно, сохранится, – прогнозирует политолог.
Высокий процент доверия к теленовостям обусловлен прежде всего пониманием слова «новости» разными группами, считает глава Российской ассоциации политконсультантов (РАПК) Алексей Куртов.
– Например, молодежь не ассоциирует это слово с тем, что она читает в соцсетях. Они привычно относят «новости» к стандартным форматам – ТВ, печатной прессе или новостным порталам, – пояснил он «Известиям». – А вот если спросить у них, откуда вы узнаете о том или ином событии, окажется, что из Facebook, «ВКонтакте» или из рассылки по мессенджерам.
По мнению руководителя «Политической экспертной группы» Константина Калачева, результаты исследования показали, что кризис доверия к традиционным СМИ оказался не так глубок, как его обычно изображают.
– Хотя тренды ближайших лет очевидны. Смена поколений ведет к смене каналов получения информации, – отметил политолог в разговоре с «Известиями». – Понятно, что есть новомодный инструментарий, такой как Telegram, но он, похоже, переоценен.
С тем, что степень влияния Telegram-каналов на широкую аудиторию сегодня переоценена, согласен и Алексей Куртов.
– Руководители действительно любят мониторить слухи, раздумья, прогнозы и последние известия, которыми наполнены Telegram-каналы, но скоро это увлечение пройдет, – уверен эксперт.
Исследование было проведено группой ЦИРКОН при поддержке Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ). В его рамках анализировалась информация о текущих представлениях о мире и жизни (ценностях, принципах, убеждениях, оценках, мнениях), составляющих пространство социокультурных позиций в российском обществе.
Проект включает в себя кабинетное исследование, серию из шести фокус-групп и массовый всероссийский опрос (33 региона) с контролем выборки по полу, возрасту, типу населенного пункта, уровню образования. Общее количество респондентов составило 2600 человек.
Полностью результаты опроса были представлены 26 марта в мультимедийном пресс-центре МИЦ «Известия» в панельной дискуссии на тему «Ценности россиян: как достичь национальной солидарности?».
Сергей ИЗОТОВ