Слабослышащий студент Ржевского колледжа Дмитрий Рогов поедет представлять Верхневолжье на национальном конкурсе «Студент года». Нам удалось пообщаться с молодым человеком и его руководителем Ириной Борисовой. Вместе мы обсудили его достижения, подготовку к финалу конкурса, а также проблему доступности среды и образования для ребят с ограниченными возможностями здоровья.
Наш «Профессионал года»
На прошедшей неделе в областной столице подвели итоги регионального и всероссийского заочного этапа национальной премии «Студент года-2019». Учащиеся трех тверских вузов по 8 номинациям были отобраны на очный федеральный этап конкурса, который пройдет в городе Ростов-на-Дону. Но студентом года могут стать учащиеся не только высших, но и средних профессиональных учебных заведений.
– В этом году количество участников от колледжей было достаточно высоким, заявки подали более 20 человек из Твери и районов области, – отметил проректор по воспитательной и социальной работе ТвГТУ Александр Иванников. – Конечно, заявки были разного уровня, но мы с экспертами подошли к их оценке лояльно. И второй раз в истории наш представитель от Тверской области едет на федеральный конкурс в Казань. Это студент Ржевского колледжа Дмитрий Рогов, победивший в номинации «Профессионал года».
На первый взгляд, в этом нет ничего особенного, но… Дмитрий – инвалид по слуху, у него нейросенсорная тугоухость. Молодой человек участвует в конкурсе наравне со всеми. После торжественной процедуры награждения лауреатов регионального этапа «Студент года» нам удалось пообщаться с Дмитрием и его руководителем, социальным педагогом Ржевского колледжа Ириной Борисовой.
19-летний Дмитрий – активный и творческий человек. Родился он в деревне Хорошево Ржевского района, которая известна сегодня на всю страну строительством мемориала Советскому солдату. Сначала Дмитрий Рогов учился в местной школе, а затем в средней школе № 3 города Ржева, причем на общих принципах с классом. Помогал ему, конечно, слуховой аппарат. В 5–9-х классах Дмитрий занимался уже индивидуально, по адаптированной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, которая разрабатывается индивидуально под конкретное заболевание. А затем мальчик пошел учиться в колледж…
– Дмитрий, расскажи, почему ты выбрал именно это учебное заведение? Какую профессию ты получаешь?
– Когда я еще был школьником, Ржевский колледж пригласил нас на открытое мероприятие. Там я узнал о специальности «Компьютерные системы и комплексы» и решил, что буду там учиться. А теперь я на 4-м курсе и не жалею о своем выборе. Мне очень нравится моя специальность – техник по компьютерным системам.
– Участие в различных научных конференциях и конкурсах, активная общественная и творческая жизнь – один из критериев оценки на этапе «Студент года». Что, по твоему мнению, помогло тебе выиграть в такой непростой номинации, как «Профессионал года»?
– Я люблю свою профессию, мне нравится ремонтировать электронную технику, компьютеры, делать что-то своими руками. Со второго курса, благодаря нашему социальному педагогу Ирине Борисовой, я влился в общественную жизнь колледжа. Принимаю активное участие в различных научно-исследовательских конференциях, профессиональных конкурсах, спартакиадах. В этом году я стал президентским стипендиатом в категории «отличник». А в прошлом занял 4-е место в национальном чемпионате по профессиональному мастерству «Абилимпикс» – в компетенции «Предпринимательство». А недавно, в сентябре этого года, я получил «серебро» в компетенции «Администрирование баз данных» на региональном этапе этого чемпионата.
– Дмитрий, ты, насколько нам известно, еще и творческий человек…
– В этом году мы вместе с соцпедагогом и моим наставником, соцпедагогом Ириной Борисовой участвовали в областном фестивале творчества инвалидов «Путь к успеху». Наш дуэтный номер – жестовая песня «Дороги» – победил в номинации «Поющие руки земли Тверской».
Отметим, что это не единственный творческий фестиваль, где участвовал Дмитрий Рогов. Для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья с 2012 года в Ржеве ежегодно проводится открытый муниципальный фестиваль «Мы равные – мы, как все!», традиционно приуроченный к Дню защиты инвалидов. Есть также молодежный фестиваль искусства и спорта «Мы раскрываем крылья!» и др. Все региональные смотры и мероприятия проводятся при поддержке Правительства Тверской области. На реализацию государственной программы «Доступная среда» в этом году выделено около 21,9 млн рублей, из них более 17,3 млн рублей – средства из региональной казны. Это делается для того, чтобы все дети и молодежь вовлекались в социально-экономическую и культурную жизнь общества, не замыкались на себе и своих проблемах. «Наш регион должен быть комфортным для всех наших жителей, в том числе для людей с ограниченными физическими возможностями», – считает губернатор Игорь Руденя.
Мы общаемся на равных
И действительно, сегодня для детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, для детей-инвалидов жизнь не замыкается в пределах своей комнаты. Было бы только желание двигаться вперед, развиваться, и конечно, поддержка рядом.
– Дмитрий, расскажи, удобно ли тебе учиться в колледже с твоими особенностями здоровья. Насколько «доступна среда» в городе?
– Все хорошо, ребята и преподаватели ко мне лояльно относятся. Мы общаемся на равных. И в городе система, по-моему, адаптирована. На вокзалах есть специальные индукционные установки. Здорово, когда все это внедряется, это удобно. В целом я не испытываю проблем.
Когда же речь зашла о местной службе социальной помощи, в наш с Дмитрием диалог вступила Ирина Борисова, которая работает непосредственно с детьми-инвалидами с разными нозологиями или заболеваниями:
– В Ржеве хороший «Комплексный центр социального обслуживания населения», который участвует во всех программах. И большая заслуга в этом его руководителя Ирины Цветковой, которая готова весь мир объединить, и пенсионеров, и инвалидов.
– Когда вы стали работать с Дмитрием?
– Около трех лет назад. Я работала преподавателем дополнительного образования и руководила кружком КВН, а Дима к нам пришел. У меня, признаться, сначала возникли сомнения, как я научу слабослышащего ребенка шутить, выдавать эмоции на сцене. Но за три года работы с ним я поняла, какой у него огромный потенциал. Вместе мы подготовили множество профессиональных и творческих проектов.
– Сложно находить общий язык с детьми с ограниченными возможностями здоровья?
– Сегодня некоторые родители, например, при обращении в учебные заведения, в приемной комиссии пытаются скрыть заболевания детей. К сожалению, наше общество еще не готово полностью открыто принимать инвалидов. В этом году я посетила курсы по инклюзивному образованию в РУДН, зарядилась там новыми идеями и проектами. Хочется, чтобы дети были адаптированными в этом мире, жили, учились и работали, как все. Толерантность в нашем колледже на высоком уровне, он входит в программу «Доступная среда». Но этого недостаточно: мало информации в обществе, нужно учить педагогов. Но это проблема другого уровня. И если мы с ребятами достигаем успехов, как Дмитрий, едем на такой престижный конкурс, как «Студент года», значит, работаем не зря.
«Буду биться за победу»
22–26 ноября в Казани пройдет финал всероссийского конкурса «Студент года» для учащихся колледжей, средних профессиональных заведений. Отметим, что этот конкурс, как и чемпионат «Абилимпикс», является одним из проектов АНО «Россия – страна возможностей» и реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого». Наш регион будет представлять Дмитрий Рогов. Его ждут 6 конкурсных испытаний: презентация о себе и своей профессии, собеседование, специальные тестирования и диктанты.
– Расскажи, как ты готовишься к конкурсу. Может быть, повторяешь учебник истории или вспоминаешь правила пунктуации?
– Да, я действительно повторяю материал по разным предметам, пишу тесты, диктанты. Подготовка идет полным ходом. Буду стараться и биться на конкурсе за победу.
– А какие у тебя планы после колледжа?
– Есть несколько возможных путей: либо открывать свое дело по ремонту компьютеров и техники, либо дальше учиться по специальности, например, на электронщика или программиста. Я проходил практику в магазине оргтехники. Есть интерес к высшему образованию, хочу лучше изучить свою специальность, чтобы иметь большие навыки. И больше возможностей.
Справка:
Международное движение «Абилимпикс» зародилось в Японии еще в 1972 году и со временем распространилось по многим странам мира. Наша страна присоединилась к движению в 2014 году. «Абилимпикс» – это целая система конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья.
Ирина ТЮРИНА