В фильме «Калина красная» один из героев возмущенно говорит: «Какой же ты бухгалтер? Я бухгалтеров-то видел-перевидел!». В обществе давно сложился стереотипный образ работника бухгалтерии. И меньше всего можно представить в его биографии войну, бои, переправы, ночные схватки, ордена и личную благодарность маршала Жукова. Но Иван Кудрявцев был именно таким бухгалтером.
Он родился в Молоковском районе в крестьянской семье, после сельской школы поступил в финансово-экономический техникум, а потом, в 18 лет, пришел на работу в Молоковский райфинотдел на должность бухгалтера по бюджету. Спустя два года получил назначение на должность главного бухгалтера Емельяновского райфинотдела. А 1 сентября 1939 года в Советском Союзе ввели срочную службу, молодых людей призывали на два года в армию. Иван получил повестку и отправился на службу.
Он попал в знаменитый 305-й артполк, который тогда еще назывался ПАП – пушечно-артиллерийским полком. Как грамотного специалиста, Кудрявцева назначили на самую сложную должность – топовычислителя-разведчика. Он проводил топографическую съемку местности в районе расположения наших артиллерийских батарей и путем сложных математических вычислений определял, где лучше всего расставить пушки, давал точные координаты, чтобы командиры орудий могли вести прицельный огонь по противнику. Иван Кудрявцев был лучшим вычислителем в полку, его даже отправили в полковую школу. Когда он вернулся в свой взвод, полк как раз выдвигался к западной границе для учебных стрельб. Это было в июне 1941 года. Через несколько дней началась война.
В Вяземском котле
В многочисленных электронных архивах достаточно подробно описывается история 305-го артполка. Он принял бои с фашистами одним из первых, потом в течение двух месяцев с боями отступал от Житомира через всю Украину до Вязьмы. Вязьма – это уже дальние подступы к Москве, и именно здесь советское командование сделало первую попытку остановить немецкие армии, рвущиеся к столице. Вяземская операция закончилась разгромом обороняющихся советских войск, причем разгром был настолько тотальным, что некоторые подразделения были просто вычеркнуты из списков действующей армии, там практически никого не осталось. В числе этих полков, чей личный состав в большинстве своем пал в боях, оказался и 305-й артполк, в котором служил Иван Кудрявцев. Самому ему посчастливилось не только выжить, но и выйти из «котла», и спустя несколько месяцев он снова в строю – на Волховском фронте.
Там случилось первое ранение. Потом было Молотовское военное училище, где готовили командиров-артиллеристов. Иван Кудрявцев освоил должность командира и наводчика артиллерийских полевых орудий – тех самых, которые в боях выдвигались на передний край и били немецкие танки. В воспоминаниях артиллеристов «первой линии» нередко упоминается, что полевую артиллерию в войсках называли «прощай, Родина» – средний срок жизни фронтовой батареи исчислялся месяцами, если не неделями. Как только во время боя немцы обнаруживали местоположение артиллерийской батареи, они стремились всеми силами уничтожить ее. Поэтому именно об артиллеристах снят один из самых пронзительных военных фильмов – «Горячий снег».
Иван Кудрявцев получил назначение на одну из таких батарей. После окончания училища его батарея вошла в состав гвардейской стрелковой дивизии, которая должна была принять первый удар немецких танков под Курском.
От Курска да Орла
В базе данных «Подвиг народа», где хранятся сведения о всех награжденных в Великую Отечественную, удалось разыскать сведения о подвиге Ивана Кудрявцева, который он совершил в дни сражения на Курской дуге: «Являясь орудийным номером расчета 76-мм пушек, действуя грамотно и уверенно, во время контратаки противника гвардии рядовой Кудрявцев проявил мужество и отвагу, разбив два станковых пулемета, а также метким огнем вывел из строя два противотанковых орудия противника». Его наградили медалью «За отвагу».
А вот еще: «В боях на Мозырском направлении под обстрелом вражеской артиллерии Кудрявцев И.В. показал себя храбрым и смелым воином. Во время боя часть расчета орудия, при котором он был замковым, погибла, тов. Кудрявцев работал одновременно замковым, заряжающим и подносчиком снарядов. Кудрявцев уничтожил два станковых пулемета противника, вывел из строя противотанковое орудие с расчетом, а также метким огнем разбил два блиндажа». Орден Красной Звезды.
И еще: «Во время отражения контратаки противника был ранен, но не покинул орудие, продолжая вести огонь. Вывел из строя немецкий тяжелый танк «пантера», отражал атаку пехоты». Медаль «За отвагу».
И еще: «В боях смелый, стойкий, проявляет выдержку. Работая старшим чертежником штаба артиллерии дивизии, при планировании артиллерийского прорыва вовремя и в срок подготовил необходимую боевую документацию». Орден Красного Знамени.
А это уже из собственных воспоминаний Ивана Васильевича, рассказ о том, как готовилось форсирование Днепра: «Как только солдаты увидели, какую реку придется форсировать, многим стало не по себе. Температура воды в это время не превышала 5–6 градусов, а воздуха – около 10 градусов тепла. Через несколько минут пребывания в такой воде наступали переохлаждение и судороги мышц. Наши бойцы в шинелях, с оружием, гранатами, противогазом, саперной лопаткой и в кирзовых сапогах выплыть на берег самостоятельно уже не могли. А с правого высокого и обрывистого берега по ним били пулеметы, артиллерия и минометы. Днем переправляться было чистое самоубийство. Иногда высоко, на недосягаемой высоте висела «рама», выискивая сосредоточения наших войск, по которым сразу била артиллерия. Наших зенитных расчетов было мало, и немецкая авиация безнаказанно уничтожала всё, что обнаруживала на воде и на нашем берегу. В первые дни нам так не хватало поддержки с воздуха авиации, огня зенитчиков и артиллерии. По ночам темные просторы реки высвечивались сигнальными ракетами, и по любому предмету на воде открывался шквальный пулеметный огонь. Несколько ночных неудачных попыток форсирования Днепра в самом начале операции стоили нам до половины личного состава».
Иван Кудрявцев был в составе штурмовой группы, которая переправилась на правый берег Днепра одной из первых. Потом его перевели в штаб артиллерии 75-й гвардейской дивизии, и там он принимал участие в боях за Варшаву. Следует заметить, что медаль «За освобождение Варшавы» стала первой военной наградой, посвященной освобождению столицы иностранного государства, ее учредили ровно через месяц после капитуляции Германии, 9 июня 1945 года, и награждали только тех, кто непосредственно принимал участие в боях за столицу Польши на протяжении четырех дней – с 14 по 17 января 1945 года. Поэтому медаль «За освобождение Варшавы» – одна из самых редких советских военных наград. И в списке награжденных – гвардии сержант Иван Кудрявцев.
Мирный труд
Иван Кудрявцев после демобилизации вернулся в родные места и к своей мирной профессии, с которой он отправился на военную службу, – занял должность заведующего Сонковского райфо. После руководил работой районного финотдела в Бологое, а в 1950 году перешел на работу в областной финотдел на должность заместителя заведующего. Впоследствии руководил областным статистическим управлением, а в 1969 году вернулся в облфо, на должность руководителя. Областным финотделом Иван Васильевич руководил до ухода на заслуженный отдых, до 1986 года. За успехи в организации работы финансовых органов награжден нагрудным знаком «Отличник финансовой работы», удостоен ордена «Знак Почета», который вручали за многолетний труд.
В министерстве финансов Тверской области хранят память о своих ветеранах. В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли и мужчины, и женщины. Валентина Малунова отправилась на фронт в 16 лет, а вернувшись с войны, 40 лет работала курьером в Калининском облфинотделе. Антонина Ильина, заместитель главного бухгалтера Калининского райфо, в годы войны служила медсестрой. Зоя Афанасьева и Лидия Сиземина были труженицами тыла. Бухгалтер-ревизор Таисия Сапунова в войну командовала бензозаправочным пунктом. Много лет проработал на руководящих постах в финансовых органах Аркадий Прозоров. Но, пожалуй, самая легендарная военная биография – у Ивана Кудрявцева, человека скромной мирной профессии, бухгалтера.
Наверно, для того поколения, поколения победителей, это не редкий случай, когда человек сугубо мирной профессии, бухгалтер и финансист в годы войны становится героем – отражает атаки врага, подбивает тяжелый танк, первым идет в ледяную воду Днепра во время переправы… А для нашего времени эта биография – как история былинного богатыря.
Владислав ТОЛСТОВ
Фото из семейного архива Ивана Кудрявцева