Особенно в сиротском доме
Каждый из нас в душе немного плюшевый. Это позволяет ощущать себя в нужные моменты жизни несерьезным и спасает от излишнего самомнения. В Новый год такие перевоплощения особенно приятны. Не всем быть дедами морозами и снегурочками. Некоторым надлежит быть зайцами.
Чтобы перевоплотиться в этого непременного участника новогодних утренников и спектаклей, вам потребуются уши и хвост. Можно приобрести китайские, скучные и ватные. Но можно, используя картон и немного искусственного меха, оказаться обладателем длинных ушей и небольшого хвоста, понадежнее пришитого на свитер, «чтобы дети не оторвали». Именно такие, благодаря бескорыстному труду жены, у меня и появились.
В конце минувшего года для детей из специальной школыинтерната в Малой Володарке под Максатихой силами сотрудников кафедры теологии Тверского государственного университета проводился небольшой детский утренник с раздачей подарков. Подарки – мягкие игрушки и сладости – собирались больше месяца, «всем миром»: приносили ребята из «Новой гуманитарной школы» (г. Москва), тверской школы № 37, их родители, студенты, сотрудники кафедры и всего педагогического факультета ТвГУ. Несколько коробок со сладкими подарками подарил один добрый человек, разными путями поступили посуда, постельные принадлежности и еще много всякой мелочи. Хочется обязательно в числе благотворителей упомянуть языковой центр «Дельтаинтерконтакт» (Дмитрий Соловьев, Дарья Моторкина), Наталью Бондареву, Ольгу Данилову, молодежный клуб «Ирини» при Вознесенском соборе в Твери, Александра Сущеню. Благодарность Тверскому вагоностроительному заводу, руководство которого выделило «пазик» для доставки всего этого богатства – в «газель» оно уже не умещалось, Тверской союз ветеранов сыновей и дочерей полков и лично Владимир Илларионович Лапатухин взял на себя эти хлопоты по выделению транспорта.
Когда я позвонил накануне отъезда главным организаторам, заведующая кафедрой теологии Светлана Горшкова передала трубку, потому что голоса у нее уже не было – простуда и постоянные переговоры. Но настроение было бодрым: уже двадцать лет занимаемся, что будет, заранее известно. Но это им известно, а когда тебе просто сказали сделать «костюм зайца», не распространяясь о подробностях, можно испереживаться.
В автобусе постоянный участник таких поездок, доцент кафедры теологии Лариса Мещерякова изложила мне ситуацию:
– Примерно идея такая: в волшебном лесу живет семья зайцев, в которую попадает превращенная в зайку БабойЯгой Снегурочка. Какимто образом (вероятно, с участием детей) ее удается расколдовать, Новый год наступает и можно вручать подарки. МамойЗайкой предполагали первоначально сделать саму Светлану Евгеньевну Горшкову, но она, к сожалению, окончательно потеряла голос. Вы будете ПапойЗайцем, мы уже придумали, что вас зовут ЗайЗаич, вы редактор газеты.
Из состава участников поездки подобрали МамуЗайку (Наталья Бондарева). Снегурочкой оказалась наша аспирантка Аня Радышева, в качестве Деда Мороза выбрали студентазаочника Георгия Погосова.
Подробности сценария оформились както на удивление быстро. Из редакторов меня исключили, оставив в качестве атрибута ЗайЗаича только любовь к чтению периодической печати. Из газеты я должен был узнавать новости – о появлении БабыЯги в лесу. Дальше по сюжету появлялась Снегурочка в образе приблудного зайчонка, которую соглашались взять в семью после недолгих уговоров (что для детейсирот, хотя бы и не «полных», то есть с теоретически имеющимися родителями, является темой актуальной). Для расколдовывания Снегурочки детям предлагалось прочесть стихи, угадать загадки и произвести прочие новогодние действия. Только после этого они должны получить подарки. Действие должно быть по времени не более получаса – больше детям не высидеть.
За всем этим распределением ролей мы незаметно приехали. Леса в окрестностях Максатихи были укрыты толстым снежным одеялом, дороги, как водится, были так себе, до самой школыинтерната мы не доехали, но тут уж оставалось пройти всего ничего.
Из примерно семидесяти ребят в школеинтернате на Новый год осталось около половины, те, кого совсем некому было забирать.
– А хотите, я угадаю, – теребил меня мальчик лет семивосьми, – вы будете Дедом Морозом!
– Нет, – объявил я как можно загадочнее. – Не угадал.
– А кем же вы можете быть еще?
Девочка примерно такого же возраста предложила взять на руки морскую свинку и восторженно рассказывала, что она будет тут жить, что она общая, но вот сейчас находится у нее. Я спросил для поддержания разговора:
– А это мальчик или девочка?
– Это пока неизвестно… Нравится она вам?
– Конечно!
– Тогда подержите ее, это можно!
Было видно, что дети совершенно не избалованы вниманием и ловят всякий взгляд взрослых как подарок.
Спектакль состоялся, разумеется, на ура, несмотря на все огрехи самодеятельной режиссуры. Открыв «Тверские ведомости» и глядя в лицо какогото тверского чиновника на фото, я «читал» «новости» о приближающемся Новом годе, появлении БабыЯги в лесу и т.д. Дети реагировали очень шустро, отгадывали загадки громко и, кажется, даже не были особенно заинтересованы в скором нахождении Снегурочки и утешении страдающего без нее Деда Мороза. Дети были готовы искренне любить даже БабуЯгу, в исполнении Светланы Горшковой очень обаятельную и совсем не страшную. Когда Снегурочка нашлась, уже вовсю шла раздача подарков (за проявленную смелость при чтении стихов и песенок). Недостатка в желающих поучаствовать не было. Причем это касалось совершенно всех детей: от семи и до пятнадцати лет.
После того как все подарки были розданы, хоровод вокруг елочки поводили, вручили отдельно от остальных подарков шоколадки от Владимира Илларионовича, дети долго с нами всеми фотографировались – вместе и по отдельности. Я казался сам себе существом совершенно недостойным, чтобы позировать перед камерой рядом с этими светящимися от радости детьми – у меня просто не было внутри такого источника радости, как у них. Пришлось усилием воли заставить себя вспомнить, что я в данном случае не журналист, не доцент кафедры – и вообще, не то чтобы взрослый, а – ЗайЗаич.
Как выяснилось чуть позже, из разговора с воспитателями и учителями, ничто из привезенного не будет лишним. Нужна, оказывается, «мелочь», траты на которую кажутся элементарными, незаметными для нас, но являются существенными в масштабе интерната.
Нельзя не сказать в заключение, что в массе своей отношение как государства, так и очень многих граждан к проблеме сирот мало изменилось за последние годы, хотя количество детских домов и школинтернатов сократилось весьма значительно. Оставшиеся – а в области их около тридцати, отнюдь не стали финансироваться лучше, и беды сиротства, социального или какого иного, не перестали быть бедами. Попрежнему главной мечтой ребенка остается мечта о маме и папе, а главной загадкой (по крайней мере, для меня) – как получается, что из этих деток, не испорченных до времени телевизором и потому нравственно куда более здоровых, чем их сверстники из «нормальных» семей, свыше девяноста процентов оказываются потом в самом низу общества.
Может быть, потому, что гдето в глубине души, несмотря на все громкие заявления о социальной защите, мы остаемся страшно равнодушными друг к другу. При подготовке описываемого мероприятия встал вопрос обращения к официальным тверским благотворительным организациям, в одной из них на просьбу помочь в ответ прозвучало: «Ну, понятно, а мыто тут при чем?!» В другой «благотворительной организации» выделяемая помощь обязательно должна была сочетаться с рекламой (для СМИ) данной организации…
Как будто творимое добро уже не является подарком тому, кто творит его. Как будто так сложно – просто быть зайцем. Или белочкой, или снегурочкой, или дедом морозом. И просто иногда любить друг друга.
Павел ИВАНОВ