В 1787 году, в ознаменование личных заслуг императрицы Екатерины Великой и в преддверие ее приезда, «для устроительства высочайших шествий» тверской магистрат решил построить на главной площади города триумфальные ворота.
Планировалось, что императрица во время очередного приезда в Тверь пройдет со свитой под сводом триумфальных ворот – оказав тем самым честь городу и совершив символическое «вхождение» в тверскую историю. От этих ворот не осталось даже изображения, кроме одного небольшого фрагмента. Зато в архиве сохранилась подробная история сооружения единственных в истории Твери триумфальных ворот.
При Екатерине в Твери существовала дума из шести человек (она так и называлась «шестигласной думой»). Именно туда написал в январе 1787 года генералгубернатор Тверской и Новгородской губерний Николай Павлович Архаров. Он сообщил, что к нему обратились, «выражая всеподданнейшее умиление милостивой государыне императрице», жители Твери, которые просят разрешить возвести на центральной площади города (в то время она называлась Полуциркульной, позже несколько раз меняла названия, была Почтовой, Советской, сегодня это площадь Михаила Тверского) «триумфальные вороты от личных щедрот наших». Письмо подписали известные горожане Твери – Матвей Черняк, Алексей Решетов, Роман Добрынини, Наум Борисов. Подписал его и тогдашний глава городского магистрата (понынешнему – администрации города) Кондратий Светогоров. Сообщалось, что город готов из собственных сумм на возведение триумфальных ворот выделить 2000 рублей, остальные средства предполагалось собрать «по подписке» с граждан Тверской губернии.
Поводов для установки подобных триумфальных ворот было несколько. Вопервых, в 1787 году Екатерина II отмечала юбилей – 25летие восшествия на российский престол. Вовторых, императрица благоволила Твери и не забывала повторять, что «город Тверь после Петербурга наиболее красивый город империи». И жители Твери хотели, так сказать, прославить императрицу в порядке ответной любезности. Ожидалось, что императрица почтит своим присутствием Тверь если не в этом году, то в следующем.
К тому времени Екатерина уже восемь (!) раз побывала в Твери – проездом или намеренно. За полтора года до начала строительства триумфальных ворот Екатерина приезжала в Тверь летом 1785 года. О ее приезде в архиве также сохранились упоминания. Императрицу встречали всем городом. На всем пути следования не должно было находиться нищих, пьяных, «истерзанно одетых», обывателям предписывалось за неделю до приезда царицы выбелить заборы и выходить на улицу исключительно в лучшей одежде. Все жители должны были изъявлять свое восхищение приличными поступками и приветствиями. Городовым предписывалось наблюдать за тем, чтобы не было повышения цен на товары, особенно на съестные припасы, не должны продаваться залежалые и поврежденные товары, торговцы должны быть одеты чисто и опрятно, столы и лавки должны быть также чисты. Строгость таких приказов свидетельствовала о том, что чистота, опрятность, зажиточность были редким исключением. Екатерина, напротив, должна была считать подобную показуху обычным явлением.
В день приезда Екатерины (31 мая 1785 года) при въезде царского кортежа в Тверь начались пальба из праздничных пушек и звон во всех церквях. В Спасском соборе устлали пол коврами и ветками можжевельника, для государыни приготовили особое царское место, а торжественное богослужение сопровождалось пением семинаристов. После отъезда «царского поезда» в Твери устроили иллюминацию. Всех особенно умилило, что императрица наградила мальчика, который во время службы держал ее посох, а при чтении молитвы стала на колени. Сообщалось, что жители, по словам очевидца, «изъявляли все знаки радостнейших чувствований».
Словом, строительство триумфальных ворот вызвало всеобщую поддержку и одобрение среди жителей Твери. Теперь следовало определить, за счет каких средств осуществлять столь важную постройку. Было решено, что Тверь будет выделять на строительство по одному проценту прибыли со всех питейных заведений. Но этого оказалось недостаточно. Решили перечислять «на ворота» все штрафы и денежные взыскания, собранные на территории Твери. В документах указывается, что первыми «раскошелившимися» стали крестьянин Тихон Кириллов, валявшийся пьяным на улице (с него взяли рубль штрафа), а также купец Филиппов, поставивший негодный камень для мощения дорог, – его оштрафовали на 10 рублей, сумма приличная.
Однако и этого не хватало! И теперь инициаторы строительства ворот бросили клич купечеству. И купцы моментально откликнулись. В марте в тверскую казну стали поступать деньги на «триумфальные вороты». От кашинского купечества – 500 рублей, от вышневолоцкого – 300 рублей и девять золотых червонцев, от бежецкого – 800 рублей. Осташковское купечество прислало не только денег, но по распоряжению осташковского городского головы Северова в Тверь откомандировали двух строительных десятников, «зело умелых в своем деле», – для осуществления строительного надзора.
К сожалению, неизвестно, где нашли художников, которым предстояло превратить триумфальные ворота в настоящее произведение искусства. По одной версии, это были крепостные художники, по другой – вольные, причем за услуги свои заломили 2000 рублей (а всего на ворота потрачено 7204 рубля)! Ни одна роспись ни в одном здании в Твери не обходилась в такую гигантскую сумму. Известны имена художников – Иван Сержанцев и Трофим Казаков. Сохранился и подробнейший контракт, «техническое задание», где досконально описаны все требуемые элементы декора. Судя по всему, триумфальные ворота имели каменный низ и представляли собой четыре высоких деревянных столба, которые соединялись фризамиперекладинами. Сами столбы разрисовывались «под мрамор». Внизу каждого столба размещалось изображение женской фигуры, каждая аллегорически изображала одну из добродетелей императрицы Екатерины – мудрость, милосердие, любовь к подданным и благонравие. На верхних фризах крепились гипсовые барельефы со сценами екатерининского царствования. Барельефы следовало выполнить в модной тогда технике гризайль – это когда вся картина не раскрашивается, а изображается оттенками одного цвета. Часть этого барельефа хранится сегодня в запасниках областной картинной галереи. И является, судя по всему, единственным подлинным фрагментом декора триумфальных ворот.
В архивных документах сохранилось упоминание, что за работой живописцев следил специально назначенный от Твери отставной майор артиллерии Барышникова. К 10 июня, как и оговаривалось в контракте, художники представили готовую работу. И тут же к триумфальным воротам началось настоящее паломничество горожан. В книге «Ручной дорожник», изданной в 1801 году, житель Твери И. Глушков описывал эти ворота как «образец римских врат… Какие дорогие были аллегорические картины! Какие выразительные надписи! Под одною великою картиною, на которой представлена российская законодательница, везомая в триумфальной колеснице всякого состояния народом, по пути, устланному розами, было написано: «Хоть не всегда лицо твое, Богиня, зрим/ Но вечным пламенем усердия горим». Никто без радостных слез не смотрел на сию картину! – ни один гражданин не проходил мимо ее без благоговения». Исследовательница Анна Горбунова сообщала, что «с помощью аллегорического сюжета авторы монументального полотна на триумфальной арке создали образ Екатерины II как идеального монархагражданина, заботящегося о благе государства и обладающего не только безграничной властью, но в силу этого и огромной ответственностью перед обществом». В архивных документах сохранились упоминания, что полюбоваться тверскими воротами из Новгорода специально приехал губернатор Архаров. И что в июле, во время сильной бури, один из фризов оторвало порывом ветра, после чего было решено вместо него установить щит с тверским гербом. Не исключено, что триумфальные ворота стали первым сооружением в Твери, на котором был изображен герб!
К сожалению, Екатерина больше не приезжала в Тверь. В 1797 году на трон взошел ее сын Павел, который распорядился снести сооружение, построенное для триумфа его матери. Тот же губернатор Архаров, который приезжал в Тверь любоваться воротами, теперь писал: «Находящиеся в Твери триумфальные ворота… тотчас сломать и к высочайшему его императорского величества шествию место, ими занимаемое, совершенно очистить…». Ворота были сломаны с такой поспешностью, что их даже не успели зарисовать! Тем не менее, судя по документам, простояли они в Твери десять лет. Но так, увы, и не дождались, чтобы под их сводами прошла в торжественном шествии императрица Екатерина…
Владислав ТОЛСТОВ
Автор благодарит за помощь при поиске архивных документов сотрудников Государственного архива Тверской области.