Это достаточно объемный по содержанию документ, к которому приковано пристальное внимание многих в стране, поэтому кратко о главном изложено в данной публикации. Никому не надо доказывать, что фундаментальной основой российского общества является семья. Не случайно ее называют основной ячейкой общества.
Укрепление института семьи, повышение качества жизни семей с детьми, создание условий для реализации семьей своих функций являются первоочередными задачами, стоящими перед современной государственной семейной политикой. В ее решении принимают активное участие не только органы государственной власти всех уровней, но и некоммерческие организации, общественные объединения, граждане, профессиональные союзы, средства массовой информации.
Улучшению положения семей и детей способствуют принимаемые программы, направленные на сохранение здоровья и укрепление репродуктивного здоровья, снижение уровня младенческой и материнской смертности, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, совмещение родителями трудовой деятельности с воспитанием детей, развитие системы материальной поддержки и стимулирования.
В 2016 году государственные пособия, предоставляемые в связи с рождением и воспитанием детей, были проиндексированы на 7%. Продолжена реализация программы материнского (семейного) капитала. Кроме того, с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. № 348ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрено новое направление распоряжения средствами материнского (семейного) капитала – приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.
В 69 субъектах Российской Федерации нуждающимся в поддержке семьям, в которых после 31 декабря 2012 года родился третий ребенок или последующие дети, предоставляется ежемесячная денежная выплата, предусмотренная пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». За счет средств федерального бюджета осуществлялось софинансирование расходных обязательств 53 субъектов Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация.
В дополнение к мерам социальной поддержки семей с детьми реализуются программы социальной поддержки семей, имеющих детей. Субъекты Российской Федерации могут самостоятельно определять периодичность предоставления мер социальной поддержки граждан. Кроме того, в целях определения категории получателей мер социальной поддержки из числа семей с детьми региональными нормативными правовыми актами могут быть установлены критерии нуждаемости.
По все стране реализуется продленная до 2020 года подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище», а также комплекс мер, направленных на улучшение жилищных условий семей с 3 и более детьми. В 2016 году была продолжена работа по развитию системы дошкольного образования. Одним из перспективных направлений в рамках модернизации региональных систем дошкольного образования является открытие дошкольных групп при организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Наметившаяся за последние годы позитивная тенденция, связанная со стабилизацией численности постоянного населения и ее увеличением, получила свое продолжение и в 2016 году. По сравнению с 2015 годом численность несовершеннолетних граждан увеличилась на 560 тыс. человек.
В докладе отражены вопросы социально-экономического положения семей с детьми, состояния здоровья женщин и детей, питания, образования, воспитания и развития детей (в том числе детей-инвалидов, детей мигрантов), трудовой занятости подростков и родителей, профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Основные демографические характеристики
По оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2017 года составила 146,8 млн человек.
Реализация Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, направленной на усиление государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием ребенка, привела к увеличению численности детей.
На 1 января 2017 года, по оценке Росстата, численность детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в России, составила 29 574 тыс. человек, в том числе 9 582 тыс. человек в возрасте от 0 до 5 лет;
3 515 тыс. человек – 5–6 лет; 13 798 тыс. человек – 7–15 лет; 2 679 тыс. человек – 16–17 лет. По сравнению с началом 2016 года численность детей и подростков выросла на 560 тыс. человек, или 1,9%. Доля детей и подростков в общей численности населения увеличилась с 19,8% до 20,1%.
Это обусловлено стабилизацией абсолютного числа родившихся и дальнейшим снижением смертности детей всех возрастных групп, в том числе в перинатальный период и возрасте до 1 года. Реализация мер демографической политики, направленных на сохранение здоровья населения и снижение смертности, продолжила оказывать влияние на снижение материнской смертности. На протяжении длительного периода стабильно снижается младенческая смертность, эта тенденция получила продолжение и в 2016 году.
Уровень жизни семей, имеющих детей
Необходимые предпосылки для решения задач социального развития, включая улучшение положения семьи и детей, создает развитие экономики.
В связи с этим основное внимание при определении мер социально-экономического развития уделяется поддержанию макроэкономической стабильности, привлечению инвестиций в экономику, созданию других условий устойчивой экономической динамики.
Экономическая ситуация в 2016 году характеризовалась постепенным замедлением падения экономических показателей. Значительное замедление инфляции обеспечивалось низким ростом цен на продовольственные товары в результате процессов импортозамещения и хорошего урожая, что способствовало росту предложения более дешевой отечественной продукции. Также положительный эффект оказала более низкая индексация цен и тарифов на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора.
Основной вклад в инфляцию 2016 года внес рост цен на непродовольственные товары, вместе с тем влияние данного фактора к концу года практически исчерпалось. Снижение цен на плодоовощную продукцию и крупы, входящие в состав потребительской корзины, оказало влияние на снижение величины прожиточного минимума во второй половине 2016 года.
Реальная заработная плата работников во второй половине 2016 года демонстрировала прирост в годовом выражении 5 месяцев подряд. В целом за 2016 год реальная заработная плата увеличилась на 0,8%.
По предварительным данным Росстата, в целом за 2016 год реальные располагаемые доходы населения сократились на 5,9%. По предварительным данным Росстата, денежные доходы в среднем на душу населения в 2016 году составили 30 738 рублей, что на 0,9% больше по сравнению с 2015 годом.
В докладе звучит оценка социально-экономического положения семей, имеющих детей, общая характеристика российского рынка детских товаров, речь идет о государственных пособиях и дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, а также приводится ряд другой аналитической информации.
Лариса Мосолыгина, уполномоченный по правам ребенка в Тверской области:
С 11 по 13 декабря 2017 года в Московской области прошел семинар-совещание уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, организованный администрацией Президента Российской Федерации. При обсуждении пристальное внимание было уделено вопросам здравоохранения (с участием заместителя министра здравоохранения РФ Татьяны Яковлевой), образования и летнего отдыха (с участием заместителя министра образования РФ Татьяны Синюгиной). В сфере охраны здоровья детей ожидаются значительные изменения. В частности, планируется рассмотреть возможность финансирования лекарственных средств для орфанных (редких) заболеваний за счет федерального бюджета с 2019 года. Претерпит изменения школьная медицина, куда должны прийти медсестры с высшим образованием и сангигиенисты. Уроки физкультуры должны быть адаптированы для всех детей, вне зависимости от состояния их здоровья. Из возможных нововведений обсуждался и вопрос лекарственного страхования, которое позволит пациентам выбирать необходимое средство с учетом компенсации минимальной стоимости от государства с собственной доплатой. В сфере образования также планируются ожидаемые нововведения. В частности, до конца года должно появиться положение о тьюторе, индивидуальном сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях. Уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации также подняли вопрос о расширении сети объектов загородного отдыха и модернизации существующих лагерей. Это возможно путем принятия целевой государственной программы.
Александр ВИНОГРАДОВ