1941–1942 учебный год оказался для системы образования города Калинина самым сложным и неординарным в истории. Фактически он оказался разделенным на две части, причем осенняя часть завершилась, так толком и не начавшись. С двухнедельным опозданием сели за парты школьники младших классов, а старшеклассники продолжали работать на колхозных полях и строительстве оборонительных укреплений. Спустя месяц германские войска вступили в Калинин…
После освобождения города приходилось решать целый комплекс проблем – как хозяйственно-бытовых, так и человеческих. Здания большинства школ были разрушены, повреждены или использовались не по назначению. Ситуация в тыловых районах области была подчас еще более напряженной – там вынуждены были принимать эвакуированных и «тесниться» при размещении различных организаций. Так, в средней школе №3 Торжка разместилась столовая, в Редкинской начальной школе – канцелярия Торфокомбината, а в Щербининской школе Калининского района – машинно-тракторная станция.
Калининскому городскому отделу народного образования в начале 1942 года необходимо было обследовать и определить пригодные для возобновления занятий помещения, произвести текущий ремонт, причем сделать это собственными силами. Самое же главное – нужно было найти учителей и перерегистрировать школьников. Педагогический состав был далеко неполным: война разбросала людей, кто-то оказался на фронте, кто-то в эвакуации, кто-то вынужденно сменил место работы. Находившиеся в Калинине учителя в январе провели обход жилищ, выявляя и возвращая школьников к учебе.
В январе–марте 1942 года учебный год в школах Калинина постепенно возобновился. Дети были сконцентрированы в помещениях девяти, а позднее – пятнадцати школ. Заниматься приходилось в поврежденных, зачастую неотапливаемых помещениях, в условиях дефицита учебных пособий, канцелярских принадлежностей, обычной бумаги. Городской отдел образования оказывал содействие в решении бытовых проблем учеников – распределял одежду, обувь, одеяла. Были открыты буфеты, организованы горячие завтраки.
Предстояло в короткий срок пройти годовую учебную программу. Сам материал был актуализирован под условия военного времени. Это касалось не только истории и литературы, которые пополнялись актуальным текущим материалом, но и химии, где была введена тематика свойств составов, применяющихся в зажигательных бомбах. Особое внимание уделялось также военной подготовке и… основам сельского хозяйства. Летом школьникам предстоял «трудовой фронт» в сельской местности и предполагалось участие в работах, требовавших определенной квалификации. Обучали основам сельского хозяйства учителя естествознания, для них были организованы специальные семинары по повышению квалификации.
Возобновили работу и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), в которых учеба совмещалась с работой на промышленных предприятиях города. Школы ФЗО привлекали старшеклассников возможностью получения зарплаты на фабрике, продовольственными карточками, предоставлением нуждающимся общежития.
Помимо непосредственно учебной программы учащиеся были охвачены большой общественно-полезной работой по сбору металлолома, очистке улиц, школьных дворов, восстановлению школ, шефству над госпиталями, помощи семьям красноармейцев.
Экстремальные условия учебного года, казалось бы, предполагали некоторую снисходительность педагогов в отношении аттестации обучающихся. Однако по результатам выпускных и переводных испытаний лета 1942 года из 8323 школьников Калинина больше тысячи были отправлены на осеннюю переэкзаменовку или оставлены на второй год! Военное время – это не повод снижать планку качества образования, и сам по себе этот подход был оправдан.
Калинин освобожденный. Как коммунальную разруху преодолели
Калинин освобожденный. Как систему здравоохранения возрождали