По мнению Г.Н. Базлова самое раннее литературное упоминание о бузе как о боевом искусстве содержится в произведении Баркова Ивана Семеновича «Ода кулачному бойцу», в котором рассказывается о том как бузник (боец, владеющий бузой) побивает в единоборстве известного кулачного бойца графа Алексея Орлова-Чесменского. Это произведение можно с высокой вероятностью датировать 1750 годом. То есть, в XVIII веке буза была весьма распространена и популярна. Однако, этнологический анализ характера и содержания обрядов кулачных бойцов сохранившихся в бузовской традиции позволяет утверждать, что истоки традиции восходят как к временам новгородских повольников (ушкуйников) — XII—XIII век, и намного древнее к временам родовых славянских дружин.
В бузе выделяют несколько основных размеров палок.
Кол — (1.5 — 2 метра). Обычно кол был заострен с одной стороны. Колы чаще отламывали от изгороди во время внезапно вспыхнувшей драки, то есть они были скорее подручным средством, чем специальным оружием. Однако были и специальные колы, которые готовили непосредственно для драк. Такие палки часто заранее вымачивали в воде, чтобы они стали тяжелее, прочнее и, чтобы «залипали» при ударе. В деревне Карманово Тверской области нам рассказывали о «колах моченых», которые надолго клались в специальный брусничный рассол. Говорят, что такая палка «вокруг шеи обовьётся, не сломается».
Тростка (1,5 — 1 метр). Может быть размером как трость и как дорожный посох, достигая высоты солнечного сплетения. Обычно обжигалась и орнаментировалась. Помимо утилитарного — боевого назначения тростка также являлась символом кулачного бойца. По нанесённым на неё знакам можно было узнать, к какой артели принадлежит боец, какую роль играет в боевой группе, сколько провел боёв. В бузе тростка является одним из основных символов принадлежности к бузовскому движению. Бывали также и металлические тростки.
Ручник — боевая палка длиной с руку или с пол руки. Обычно делалась из сломанных орнаментированных тросток. Изготавливали также и ручники из металла. В Максатихинском, Кашинском, Удомельском и других районах Тверской области было принято дарить орнаментированные ручники понравившимся девушкам.
Чижики или закладки — короткие палки длиной с ладонь. Применялись в рукопашном бою как вспомогательное средство, усиливающее поражающие факторы кулака. Изготавливались боевые палки из различных пород дерева, но чаще из осины, берёзы, можжевельника, дуба.
Техника палочного боя в бузе делится на три основные категории:
— Подорожная — когда бой ведется палкой, удерживаемой обратным хватом за верхний конец, так как человек держит её во время ходьбы.
— Хваста́ние — когда палка удерживается прямым хватом, одной или двумя руками, за один конец, а другим наносятся удары.
— Бой переводом — когда палка удерживается за середину и точки удержания палки постоянно смещаются.
Во время боя на палках все три техники применяются одновременно, сменяя одна другую по мере необходимости. Существуют способы боя двумя палками одновременно и техники, сочетающие в бою палку с каким-либо другим оружием, например, с ножом.
Боевой пляс – это одиночный, парный или групповой мужской танец, в котором содержатся элементы боевой подготовки. Основных разновидности русского боевого пляса существует две.
Первая — это пляска вприсядку, раздел обыкновенной, традиционной русской мужской пляски. Эта традиция подготавливает бойца к сражению лежа, сидя и на корточках. Особые плясовые перемещения и движения в бою становятся ударами и защитами. Говорят, что прежде эта традиция была обязательной в подготовке всадников, наряду с акробатикой джигитовки. Упавший с коня всадник, используя технику боя вприсядку, мог уйти от сабельного удара, выбить из седла противника и завладеть его конем, проскочить под брюхом идущей лошади подрезая ей паховину. В пешем бою применялся для боя в толкучке и в случае падения на землю. Существует техника боя безоружного и вооруженного.
Другая разновидность — это «ломание» или «буза». Этот вид боевого пляса содержит элементы рукопашного боя стоя. Ломание совсем не напоминает ката, тао или другие комплексы боевых движений. Движения в ломании не являются исполнением приемов без партнера. Также это не связки атак и защит. Боевые элементы ломания — это скорее «зародыши» движений, являющиеся одновременно материнской — потенциальной биомеханической моделью, из которой в бою вырастают в зависимости от ситуации, и удары, и защиты, и броски. Эти элементы называются «коленца» окончательное их число неизвестно, вероятно, что оно ни когда и не было установлено, приблизительно их от 7 до 15-ти. Элементы эти соединяются в пляске спонтанно, нанизываясь на общую динамическую танцевальную канву. Однако, наиболее отличающим ломание от простой пляски является не это. Ломание бузы, это прежде всего ломание ритма. Бузящийся боец сознательно пляшет, нарушая ритм.