И рядом – их верные, незаменимые четвероногие помощники
В аварийноспасательной службе управления МЧС по Тверской области надежными напарниками кинологов являются собаки самых разных пород. Сейчас в штате кинологической службы, базирующейся в микрорайоне Чайка, два кинолога. Причем женщины. Их надежная опора – пять собак: два лабрадора, две овчарки и коккерспаниель. Четвероногие помощники в своем роде незаменимы, ведь они порой умеют делать то, чего никогда не сможет человек. Так, например, собаки большие спецы по миннорозыскным работам, а также по поиску пропавших людей. На подобный род деятельности они имеют даже официальный допуск в виде специального сертификата.
Кинологическая служба была создана еще при управлении по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в июне 1999 года. Тогда же пришла на работу и ее нынешний начальник Евгения Юрова. Начинала с нуля. Первым «в штат» был зачислен красавец Макс. У собаки век недолог, но эту умную овчарку Евгения Николаевна до сих пор вспоминает добрым словом. Сегодня начальнику группы кинологов есть чем похвастаться. Она даже может провести небольшую экскурсию. Есть собачьи тренажеры. У ее питомцев утепленные «спальные места» и достаточно обширные вольеры, где им можно размяться. Здесь же и «пенсионерка» (лабрадор), которая уже отслужила свой срок и за предыдущие заслуги на почетном отдыхе. Многое здесь сделано руками самих сотрудников кинологической службы. Собак здесь стараются содержать в образцовом порядке.
Да и как иначе? Тут могут работать только люди, которые любят и умеют обращаться с братьями нашими меньшими. Со слов Евгении Юровой, это одно из главных условий. Собак ведь необходимо кормить, мыть, убираться в вольерах, если потребуется – лечить. Человеку, который будет брезгливо стряхивать шерстинки с одежды, подобное просто не по характеру. Тем более что, занимаясь дрессировкой, подопечных необходимо еще и понимать, чтобы в полной мере развить их таланты. Это сейчас при встрече с хозяйкой собаки могут радостно лаять и немного похулиганить от полноты чувств, во время же работы мгновенно становятся серьезными и принимают сугубо деловой вид.
Кинологи считают, что их отношению к своим обязанностям людям можно еще и поучиться.
Кинолог Наталья Безобразова, например, меня сразу поправила: собака здесь не просто партнер или помощник, а практически член семьи. К ней относишься с особой заботой, как мать к ребенку. Эти слова у женщины вырвались не случайно. Так, например, на днях на последний вызов она ездила ночью в Бологое, откуда пришло сообщение о заминировании пассажирского вагона. Вагон загнали на запасной путь, людей эвакуировали. Кинолог в течение часа со своей собакой вела поиск взрывчатых веществ. Вызов оказался ложным, но угроза могла быть и вполне реальной. В любом случае потенциальную смертельную опасность каждый раз делишь на двоих.
– Поначалу, когда только начинала работать, было страшно, даже в дрожь бросало, – рассказывает Наталья. – Сейчас все уходит кудато на второй план. Наверное, срабатывает привычка. Думаешь не о себе, а о тех людях, которые поедут дальше в этом вагоне. Понимаешь, что не имеешь права на ошибку, нельзя чтото пропустить, не заметить. Кинолог, как и сапер, может ошибиться один раз.
Евгения Юрова добавила, что по себе знает: если в помещении, например, тикающая сумочка, поневоле пять раз взвесишь – идти туда или нет. А идти надо. Ответственность… Да и количество вызовов неуклонно растет. Если в 2009 году было около 40 выездов, то в прошлом – уже 100. За три месяца этого года уже порядка 70 выездов. Только за последнее время были вызовы в Тверскую медицинскую академию, сельхозакадемию, академию воздушнокосмической обороны, другие учебные заведения. А сколько в этих зданиях этажей, закоулков! Доходило до того, что собаки падали от усталости, просто с лестницы не могли спуститься. Если учесть, что сегодня в мобильной группе в строю остались только две женщины, с которыми мне и удалось встретиться, то можно представить объем нагрузки самих кинологов.
С 11 по 15 апреля кинологической службе предстоит принять участие в учебнометодическом сборе и аттестации (сертификации) миннорозыскных кинологических расчетов Центрального региона. Евгения Юрова переживает за собак. При такой нагрузке возникает опасность, что ктото из них может не пройти испытание. Скажется элементарная усталость. А не будет сертификата, собакам и работать не положено, такая уж у них ответственная служба.
Непросто приходится сегодня и женщинам на своем боевом посту. Ведь их профессия связана с вполне определенным риском. И, с их слов, даже не в нагрузке главная проблема. Слов нет, здесь трудятся люди, понастоящему влюбленные в свою профессию. Это и удерживает. Ведь заработная плата женщинкинологов явно не устраивает. Причем этот порядок цифр касается не только тверских кинологов. Немудрено поэтому, что в некоторых областях, например, в Белгородской, штатных кинологов в структуре управления МЧС вообще нет. О какойлибо подработке в данном случае говорить неуместно, профессия, связанная с риском для жизни, всегда требует напряжения всех сил.
– Доходит до смешного. Кинологи – сотрудники аварийноспасательной службы Тверской области, однако статус «спасателя» на нас не распространяется, – рассказывает Евгения Юрова. – Нам идут навстречу, пытаются както помочь, в первую очередь начальник службы Анатолий Викторук, в непосредственном подчинении которого мы находимся. Так, например, совершенствуется наша материальная база. Для собак созданы тепличные условия, за последнее время значительно усовершенствована учебнотренировочная площадка.
Достаточно ли этого? В стране принимаются меры, чтобы укрепить кадровый состав в силовых структурах… Повышается зарплата. Когда дойдет очередь до кинологов, базирующихся в микрорайоне Чайка, сегодня никто сказать не может. Возможно, необходимо предпринять какието меры на региональном уровне.
У кинологов всегда были поисковые собаки, которые способны найти человека под завалами в разрушенном здании или на природе. Именно такие собаки находили заблудившихся грибников и ягодников, но бывало, что, отыскав человека, мирно садились рядом и охраняли его, не позаботившись о том, чтобы подать голос. Для таких молчунов предусматривались специальные колокольчики: звон прекратился – собака когото нашла. Подобный тревожный колокольчик не помешал бы сегодня и нашим кинологам. Они всегда готовы идти по следу предполагаемой беды, но и к их проблемам стоит прислушаться.
Александр Хохлов
Фото Юлии СМОРОДОВОЙ