Лозунговая традиция имеет глубочайшие корни. Они идут от знаменитых народных «Даешь!» и «Долой!». Потом за дело взялись политики. Было констатировано, что коммунизм – советская власть плюс электрификация всей страны. Затем к этой аксиоме волюнтарист Хрущев добавил плюс химизацию сельского хозяйства. Генсек Горбачев, забыв о предшественниках, декларировал лишь гласность, перестройку и ускорение. Далее заговорили о демократизации, нацпроектах, активизации, оптимизации и модернизации. Наконец, дошла очередь до всеобщей асфальтизации.
Асфальтизация, однако, отдана на откуп малоизвестным подрядным организациям. Они, согласно федеральному закону № 94, победили в конкурсе (или аукционе?) за право накатать асфальт за баснословно ничтожные средства. У некоторых подрядчиков фирму можно переименовать в «Рога и копыта» без малейшего ущерба для их деловой репутации, напыщенно именуемой имиджем. У «Рогов и копыт», помимо жгучего желания овладеть многотысячными бюджетными средствами, нет никаких условий для асфальтизации «областной столицы». Нет техники, нет спецов, нет технологий, нет даже приличного шанцевого инструмента. (Лопата, как известно, до сих пор играет главенствующую роль на дорожных работах.) Организации, имеющие все необходимое, вплоть до собственного асфальтового завода, заведомо не могут победить в конкурсе: себестоимость их труда в разы превышает усердия контор «Рога и копыта».
Тверь взялись асфальтировать 23 подрядные организации. Они замахнулись на 334 объекта. На самом деле отрезков дорог, дворов еще больше, но для оптимизации названо упомянутое количество.
Массовое закатывание средств началось с середины сентября и должно было закончиться до конца октября. Так обещали заказчику – администрации Твери – все 23 подрядчика. Они знали, что сроки и качество – понятия взаимоисключающие, но на что не пойдешь ради материального удовлетворения! Осень нынче улыбалась дорожникам во всю ширь. Два месяца было тепло. Два месяца на многих тверских направлениях слышалась разноязыкая речь наемных рабочих. Они приехали класть асфальт из степей, песков, гор, кишлаков и аулов. Их знание технологии покрытия равняется знанию русского языка. На нем они не могут назвать ни ФИО прораба, ни названия подрядной организации, ни даже улицы, где имитируют трудовой энтузиазм.
Энтузиазм рассчитан на максимальное обновление дорожного полотна. Поэтому с остервенением, достойным лучшего применения, выламывались совершенно сносные бордюры и внедрялись новые. Вскрывался асфальт на всем протяжении, хотя в отдельных случаях сгодился бы и так называемый выборочный ремонт. Горожане, преодолевая вдруг возникшие взломы, ямы, канавы, кучи и завалы, сразу же стали сомневаться в сроках и качестве работ. Они сызмальства научены горьким опытом асфальтизации дорог в предзимний период и высказывались об этом грубо. Правильно делали. Потому что в результате произведенных асфальтовых действий школьную «пятерку» нельзя выставить никому. Несмотря на грозные заявления и кары градоначальника, а также высокого представителя административно-технической инспекции, клали как придется. Выемки образцов покрытия с целью определения качества асфальта и его укладки погоды не меняют. По экспертному куску асфальта не определишь ни кривизну дороги, ни однородность ее покрытия.
Например, улицу Крылова областного центра обновляло ООО «Сандра». Выпуклости и вогнутости видны на глаз. Как была лужа перед «пожаркой», так она и осталась. Фрагментами асфальт совсем не уложен. Можно винить автовладельцев, машины которых на обочинах сильно мешают процессу, но процесс важнее стоянок, устроенных где угодно.
Недавно на очередном совещании с представителями администрации Твери спецы департамента транспорта и связи области и дирекции дорожного фонда рекомендовали муниципалитету остановить дорожные работы и перенести недоосвоенную часть федеральных средств (всего отпущено 400,2 миллиона рублей) на весенние затраты. Из бюджета муниципалитета (по официальной версии) выделен примерно 21 миллион. Эти средства распределены между районами Твери.
Алексей Арсеньев – глава администрации Центрального района, который любезно согласился прокомментировать ход дорожно-ремонтных работ, был краток. Брак на магистралях стоит у него поперек горла. Улицы Крылова и Ерофеева – образцы безобразного отношения к делу. По словам главы, за такую работу подрядчики денег не получат. (На Крылова и Ерофеева отличилось ООО «Сандра» под руководством Андрея Петрова.) Теперь завершать работу (или переделывать ее?) подрядчикам предстоит в лучшем случае в начале мая. Заодно надо будет проводить и ямочный ремонт.
Теперь, ясное дело, не до укладки. С неба свалились другие заботы. Дороги надо чистить и посыпать песком. То же надо делать с тротуарами, которые почему-то не вошли в знаменитую программу асфальтизации городов России. В Твери даже на Советской пешеходы проваливаются в ямы. Глубокие изъяны на пешеходной части – даже перед офисом уполномоченного по правам человека в Тверской области. Зато на противоположной стороне перед общественными приемными в авральном порядке да еще с использованием ночного времени уложена плитка, которая ходит под ногами. Спешность работ подчеркнута фактами оставления на местах деяний перчаток, шанцевого инструмента и даже предметов одежды, не говоря о плитках. Зимой покрытие явно пострадает под ударами лома, лопаты и других колющих лед инструментов.
Грубо говоря, так и хочется исполнителей процедур закатать в асфальт. Уж извините, но дороги после ремонта у нас из ряда вон!
Хорошо бы на будущее составить перечень приличных и жуликоватых подрядчиков и последних не допускать к конкурсу на пушечный выстрел. Да и саму процедуру распределения подрядов сделать прозрачной. А то у горожан бунтуют черные мысли: неужто и здесь коррупция?!
Валерий БУРИЛОВ