Ильин день – 2 августа – в числе летних православных праздников, пожалуй, самый известный. Это любопытно, ведь праздник не числится в ряду двунадесятых или великих. День святого пророка Илии – формально лишь день памяти одного из пророков Израиля, жившего в IX столетии до нашей эры. Но биография этого человека до сих пор является одним из самых запоминающихся эпизодов Ветхого Завета.
Об Илии известно из Третьей и Четвертой книг Царств – исторических книг Ветхого Завета, повествующих о расцвете и постепенном упадке еврейских государств после разделения империи Давида и Соломона. Предание о нем давно приобрело черты легенды, блестяще оформленной литературно в период Вавилонского плена, примерно в V веке до новой эры.
Пророк Илия родился в местечке Фесвия в Галааде, о его юности и призвании ничего не сообщается. Деятельность пророка начинается с обличения нечестия израильского царя Ахава и его жены, истой язычницы и идолопоклонницы Иезавели. Драматическая коллизия повествования состоит в том, что автор книги с большим сочувствием относится не только к своему главному герою, но и к самому Ахаву, способному и сильному царю, одному из лучших царей Израильского царства, однако под влиянием жены безжалостно гнавшему проповедников единого Бога.
По преданию, за беззакония царя Господь послал сильную засуху, длившуюся три года. Но вместо покаяния Ахав учинил еще большее гонение на почитателей Яхве. Илия сначала жил в пустыне, потом ушел в Сарепту Сидонскую, где жил в доме бедной вдовы, у которой воскресил умершего сына. Затем он явился в Израиль – для эффектной демонстрации истинной веры. Пересказывать восемнадцатую главу Третьей книги Царств нет смысла, стоит прочесть ее – это один из самых запоминающихся и блестящих эпизодов Библии.
Но и после того, как с неба сошел огонь на жертву Илии, после того, как начался долгожданный дождь, Иезавель продолжала гнать пророка, и Илия вновь ушел в пустыню. Там ему было видение Бога – в виде тихого веяния ветра – и обетование о том, что Израиль не окончательно развратился и отошел от истинного Бога, а в нем сохранились семь тысяч мужей, «не преклонившихся перед Ваалом».
Однажды Ахав захотел получить виноградник Навуфея, одного из жителей Самарии (столицы северного Израильского царства), купив или обменяв этот участок, но получил отказ (право частной собственности, как видим, было уже развито на Востоке). Однако у царя была Иезавель, которая не брезговала беззаконием. Она сфабриковала дело по ложному обвинению Навуфея, того убили, а затем, хотя Ахав и погоревал, но прибыл в искомый виноградник для вступления в собственность.
Однако в винограднике он обнаружил пророка Илию, который уже обо всем знал. Царь, мужественный воин и правитель, видимо, уважал в Илии его силу духа и бесстрашие. Кроме того, он понимал, что делает, когда развязал руки Иезавели, поручив ей разрешить вопрос о винограднике. Так что вместо гнева и приказа немедленно схватить пророка, он нашел в себе силы только процедить: «Нашел ты меня, враг мой!»
Илия тоже оценил, до какой степени царь оказался в состоянии его слушать и скорбеть о своих беззакониях. Его пророчество к Ахаву состояло в том, что Израильское царство рухнет не при нем, а при его потомках. Так и случилось. Многие в Израиле верили, что именно по молитвам Илии Пророка, несмотря на беззакония царя, царство переживало расцвет военного могущества.
Между прочим, об Илии сохранилось описание, своеобразный портрет. Когда он явился посланным от сына Ахава Охозии, те описали его: «Человек тот весь в волосах, и кожаным поясом препоясан по чреслам своим». Видимо, зрелище маститого старца-пророка было величественное, и с непривычки – страшное. Пророк носил кожаный плащ из козьей шкуры. Он предсказал, что сын Ахава вскоре умрет.
Вскоре после этого и сам Илия был вознесен на небо. Этот эпизод хорошо известен по многочисленным иконам и картинам. В последний момент Илия бросил своему ученику, пророку Елисею, свой плащ. Четвертая книга Царств описывает это событие так: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более».
Культ пророка Илии стал чрезвычайно популярным в разных странах, обращенных в христианство, начиная с раннего средневековья, если не раньше. Особенно популярен Илия был в Греции и славянских странах, где на него были перенесены некоторые черты старых языческих культов грозы, молнии, а также солнца и света. Очевидна связь средневекового культа Илии со старым культом Перуна, бога князей и дружинников. Поскольку именно дружинники были первыми христианами на Руси, то и первый храм в Киеве, еще до крещения Руси, был посвящен именно Илии Пророку. Уже в XI столетии храмы в честь Илии Пророка появились в русских городах – многие из них были каменными. Таковы храмы XII века в Чернигове и Новгороде, дошедшие до наших дней. Оба храма появились на местах древних капищ бога Перуна.
Существует множество народных преданий, легенд и примет, связанных с Ильиным днем. В Центральной и Северной Руси это – фактическое окончание лета, продолжающегося у нас только с Петрова дня (12 июля) по Ильин день (2 августа). Это срок, когда зреет рожь, а поэтому после Ильина дня начиналась обычно самая тяжелая страдная пора для крестьянина: от быстроты и качества уборки урожая зависела его жизнь в наступающую осень и зиму. На Илию Пророка переносили черты капризных языческих богов, заведовавших погодой, а поэтому старались его «задобрить». Разумеется, зная житие великого борца с суевериями народа и языческими божествами, трудно вообразить большей несуразности подобных суеверий. Но народные культы всегда существовали в пространстве, параллельном официальному церковному учению. Хорошо, что в наши дни большинство таких культов отошло в прошлое.
Зато образ пророка как покровителя десантников неожиданно прижился и стал восприниматься естественно и нормально. Вспомним, что Елисей обратился к уносимому учителю: «Колесница Израиля и конница его!», то есть сравнил его одного с лучшей частью, элитой вооруженных сил тогдашней израильской армии. Так что покровительство Илии Пророка современной армейской элите не так уж лишено основания. Одного Илии было достаточно для поражения врагов – это можно сказать и о десантных войсках.
Между прочим, стоит еще напомнить, что Илия считается одним из двух праведников Ветхого Завета, живыми взятых на небо. С Илией сравнивали Иоанна Предтечу и самого Христа. Илия считается одним из собеседников Христа во время Преображения. Наконец, есть предание, что он должен прийти накануне второго пришествия Христова. Эта исключительная слава великого пророка – с которой, пожалуй, в Ветхом Завете можно сравнить только славу Моисея и Авраама.
Павел ИВАНОВ