Все верно. Только бывают случаи и еще хуже: когда нет и направлений. И в первую очередь, как ни парадоксально, это касается самой Твери, областной столицы.
Казалось бы, закрыли в связи с ремонтом трубопроводов совсем невеликий кусочек улицы в районе Старого моста. Маленький кусочек. Малюсенький. И – пожалуйста: утренняя пробка на Советской сразу же растянулась от Тверского проспекта до суворовского училища. А что вы хотели? Объехать-то больше негде!
И так у нас по всему городу. Я уже не говорю про мосты, которых в центре города всего два, плюс – Восточный, плюс – в перспективе – его зеркальное отображение, Западный. Решения по Западному мосту, кажется, наконец приняты на самом высоком уровне, и потому есть надежда, что его все же построят. Но в центре, в самом транспортно напряженном месте города, все равно мостов всего лишь два. Стоит ли напоминать, что происходит, если один из них по какому-нибудь поводу закрывают? Понимаю, не стоит. Слишком свежи в памяти впечатления от весенней покраски Старого моста.
Но ровно то же самое у нас сейчас и с улицами. «Дублеров» практически нет, и потому стоит закрыть любую из них, как на близлежащих (а скорее, близлежащей, одной) возникают огромные пробки, и особо спешащие товарищи начинают искать хотя бы те самые «направления и места, где можно проехать», чтобы эту пробку миновать. Места же такие если и бывают, то обычно носят статус «дворовых территорий», либо наглухо заблокированы «кирпичами» в виде знаков или бетонными блоками в виде бетонных блоков.
Хочется в очередной раз вспомнить проекты развития дорожной сети города еще советских времен. И помянуть недобрым словом некоторых прежних руководителей, благодаря которым эти проекты были не только заморожены, но и похоронены навсегда – новостроями на месте ранее запланированных дорог.
Что делать теперь, когда это уже произошло, непонятно. Той же советской власти было по силам снести десятки домов, поменять русло Тьмаки и превратить убогий Кооперативный переулок в главную транспортную артерию города – Тверской проспект. Попробовал бы кто-то сделать такое сейчас! Разорился бы на компенсациях частным собственникам да на штрафах по искам всевозможных «защитников старины», будь эта «старина» даже всего лишь будкой для дворницкого хлама.
Однако же и делать все равно надо. Как? Откровенно говоря, не знаю. Приходят на ум лишь некоторые стандартные для таких случаев приемы: расширение проезжей части маленьких улиц, запрет на них парковок, максимальное внедрение улиц с односторонним движением, наконец – да, тот же снос чегото, что можно снести относительно дешево и безболезненно, но при этом с максимальной пользой для города.
Только – когда дойдут до всего этого руки? Ведь качество дорог – дело, разумеется, необходимое и предельно полезное. Но чтобы говорить о нем, нужно сначала иметь сами дороги. Ну или хотя бы «места, где можно проехать». Так, может быть, пора задуматься и над этим? Не только над качеством дорог, но и над их количеством?
Ну и мостов, конечно же…
Игорь БОГАТЫРЁВ, «Тверские ведомости» 190460@gmail.com