Коллекционер из Твери раскрыла секреты павловопосадских платков | официальный сайт «Тверские ведомости»
подписка

Коллекционер из Твери раскрыла секреты павловопосадских платков

Заграничный подлинно русский

18:09

06 августа 2024

Автор: Марина Бурцева

362

Фото: Татьяна Синева
Фото: Татьяна Синева

Еще в общем-то не так давно советские женщины, в основном, конечно, жительницы сельской местности, носили красивые и доступные по цене павловопосадские платки, зимой – шерстяные, летом – шелковые или хлопковые. Прошло немного времени, и платок почти исчез из повседневной жизни – его, как хохломскую, гжельскую и жостовскую посуду, назвали брендом и стали продавать в туристических лавках.

Настоящая его жизнь возродилась с появлением соцсетей и созданием группы любителей этого предмета гардероба. Благодаря этим сообществам, на удивление многочисленным, жительница Твери Татьяна Синева, всегда считавшая себя человеком, далеким от мира искусства, неожиданно приобрела не только серьезное увлечение, но и предметы для исследования и коллекционирования.

Татьяна окончила истфак, потом здесь же, в Тверском университете, – юридический факультет, и практически всю жизнь проработала юристом. 13 лет назад в Интернете случайно заглянула на страничку человека, который увлекается платками. Потом зашла в интернет-магазин павловопосадской мануфактуры и на активно действующий при нем Платфорум. Здесь люди показывают, как носить платки, изучают их историю, рассказывают о том, как создаются рисунки и как они печатаются, обсуждают творчество художников.

– Передо мной открылся большой мир, – говорит Татьяна. – Я увидела, что этот утилитарный предмет охватывает совершенно разные сферы жизни, и поняла, что через него можно выйти на истории людей, производство в России и вообще на историю нашей страны.

Она знакомилась с художниками, которые работают в Павловском Посаде, ездила на их выставки, встречалась с единомышленниками. Выяснилось, что в стране нет ни одного сколько-нибудь научного исследования этих предметов, не опубликованы каталоги, люди, у которых сохранились бабушкины платки, не знают, где и когда они были напечатаны. Татьяна и ее новые друзья стали собирать информацию. Они создали огромнейшую базу разных платков, а одна из них, Елена Калинина, собрала большую коллекцию платков и издала книгу «Большой сундук» (0+). О платке стали писать научные труды, появились профессиональные исследователи – в павловопосадском Музее истории платка и шали и в Русском музее в Санкт-Петербурге.

А в июле в Тверском музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной открылась выставка «Как накину я на плечи», на которой представлены платки из частной коллекции Татьяны Синевой.

Набойка ручная и машинная

Интерес Татьяны, историка по первой профессии, сосредоточился прежде всего на дореволюционных предметах.

Платок как элемент костюма широко распространился, когда народный наряд был на излете, рассказывает Татьяна. В середине XIX века фабричные вещи стали появляться в гардеробе разных социальных слоев, в том числе крестьянства. С помощью набойки, долгое время единственного метода, можно было относительно дешево украсить ткань. Рисунок поначалу набивался вручную, это делали мастера, которые ходили по деревням.

Когда на текстильных предприятиях появились машины, рисунок на ситцах стали печатать на них. Но в случае с платками это произошло значительно позже. С середины XIX века и до 70-х годов XX века они набивались вручную: у платка сложный рисунок. Краска наносилась на ткань с помощью деревянного штампа, и только в 60-70-е годы прошлого века их стали печатать по трафарету, или, как его еще называли, шаблону, который выглядит как очень мелкая сетка. Этот способ до сих пор остается востребованным, но сейчас всё делает машина: современная техника позволяет изготовить платок высочайшего качества.

До революции платки печатались во многих населенных пунктах России, но после гражданской войны этот предмет гардероба использовался уже не так широко, да и платежеспособность людей снизилась. Поэтому производство осталось только в Павловском Посаде, с 1860-х годов бывшем центром этого производства, а сейчас имеющем статус народного промысла.

Русский платок в павловопосадском стиле возник на уровне фабричного производства. И говорить о подлинной народности не очень верно, уточняет Татьяна: изначально все рисунки создавали профессиональные художники и предметы производились на фабриках. Но в рисунках, композиции, цветовой гамме есть устойчивые признаки, которые свидетельствуют о традиции. Акцент рисунка обычно делается на углах квадратного куска ткани, в средней части декоративный эффект менее выражен. Чаще всего цветы изображают в реалистичном стиле. Ту же розу, которую чаще всего используют художники, располагают на фоне разных цветов и оттенков, но предпочтение всегда отдается ярким чистым цветам.

– Есть точка зрения, – продолжает коллекционер, – что лучшие образцы, созданные в традиционной манере на высоком технологическом уровне, вполне можно считать предметом декоративно-прикладного искусства.

Платочный рисунок пришел к нам из западноевропейского текстиля начала XIX века. В России копировались шелка Франции и Германии, декор кашмирских шалей, платки так и называли – заграничными. Но, как и некоторые другие ремесла иностранного происхождения, они у нас так адаптировались, что стали восприниматься как исконно русские. За границей платки перестали печатать, а у нас они прижились и полюбились.

Больше века под покровом

Как говорит Татьяна, ей хотелось на этой выставке показать историю печати павловопосадских платков. Здесь можно видеть и современные, и антикварные предметы из ее частной коллекции, насчитывающей около 700 экземпляров. Часть их выполнена с применением техники ручной набивки, другие изготовлены с использованием шаблона, включая машинную печать. Экспозиция демонстрирует ретроспективу платков, произведенных с 1870-х годов по начало 1990-х. Особый интерес представляет шаль с клеймом 1870 года, подобные экземпляры в музейных коллекциях встречаются крайне редко.

Изначально в производстве платков использовалась шерстяная ткань, но в ходу был и хлопок, особенно когда в стране были проблемы с поставками шерсти. Современная мануфактура выпускает вещи из шерсти, хлопка и натурального шелка. Размеры тоже бывают разными – от самых маленьких, 65 на 65 сантиметров, до самых больших, 148 на 148.

Немаловажен и способ ношения. Самый распространенный сейчас – драпировка поверх верхней одежды, платок часто используют как аксессуар, носят на плечах и шее, а на голове – довольно редко.

– Мой первый платок мне подарили в 1981 году, – рассказывает коллекционер. – Я его любила, но особенно не носила. Интерес появился спустя 30 лет, тогда же стала формироваться моя коллекция. Первые покупки – себе и в подарок сестре и маме, три большие шали, – были сделаны именно для того, чтобы их носить. Со следующей покупки понимала, что буду коллекционировать. Начала с произведений художников, которые особенно нравились. Коллекция пополняется предметами, купленными на интернет-площадках, где продаются старые вещи.

0
"Тверские ведомости" теперь в Дзене! Подписывайтесь на наш канал и читайте только важные новости. Также присоединяйтесь к нам в ВК, ОК и Телеграм.

Из этой же рубрики

Лента новостей

В Верхневолжье общественные наблюдатели следят, чтобы выборы прошли без нарушений

12:09 / 08.09.2024 31

37-летний тверичанин дорого заплатил за «поход в театр»

11:52 / 08.09.2024 76

Губернатор Игорь Руденя поздравил с профессиональным праздником работников и ветеранов финансовой системы Тверской области

11:46 / 08.09.2024 12

8 сентября в Верхневолжье проходит Единый день голосования

11:10 / 08.09.2024 24

Жительница Твери не захотела платить за украшение — теперь ей грозит несколько лет лишения свободы

10:49 / 08.09.2024 117

В Тверской области в Едином дне голосования участвуют жители 11 муниципальных образований

10:22 / 08.09.2024 38

Губернатор Игорь Руденя поздравил военнослужащих и ветеранов Верхневолжья с Днем танкиста

09:35 / 08.09.2024 78

На юго-востоке Верхневолжья арестовали женщину, которая по-хозяйски распорядилась чужой картой

09:18 / 08.09.2024 253

Очень странные погодные дела: какой будет вторая неделя осени в Верхневолжье

09:13 / 08.09.2024 981

Санитарная авиация Верхневолжья помогла транспортировать пациента из западного муниципалитета в Тверь

07:22 / 08.09.2024 1085

На юге Тверской области ищут лысого мужчину в темно-синем костюме и кепке с надписью «Адидас»

07:13 / 08.09.2024 603

Авария унесла жизнь несовершеннолетней девушки в Калязинском округе — СКР возбудил уголовное дело

22:06 / 07.09.2024 957

В Тверской области завершился первый день голосования на дополнительных выборах депутата в Законодательное Собрание

21:55 / 07.09.2024 72

В поселке Спирово горела водонапорная башня

21:06 / 07.09.2024 629

В тверской школе возвели многофункциональную спортплощадку

19:30 / 07.09.2024 829

В Твери незнакомец угрожал убить мужчину

18:50 / 07.09.2024 160

Пожарные прибыли на место тления лесной подстилки в Вышневолоцком округе

18:41 / 07.09.2024 272

В Лихославльском округе школьников поздравили с Днем знаний

17:42 / 07.09.2024 147

Найден подросток, пропавший в Твери 6 сентября

17:15 / 07.09.2024 312

В Твери мужчина поддался на уловки мошенника и перевел ему 10 тысяч рублей

17:02 / 07.09.2024 166

В Тверской области похоронили бойца Артура Григорьева

16:06 / 07.09.2024 888

Качественной водой могут пользоваться жители Торопецкого округа после ремонта водопровода

15:45 / 07.09.2024 381

Многоквартирный дом загорелся в Торжке

15:04 / 07.09.2024 156

Торжественная линейка для студентов прошла в нелидовском колледже

14:45 / 07.09.2024 110

Из Кашина эвакуировали пациента на вертолете в ДОКБ

14:27 / 07.09.2024 1311

Для торопецких детей прошел День знаний

13:55 / 07.09.2024 126

Новую дорогу построили на территории школы в Оленинском округе

13:26 / 07.09.2024 107

Опубликована ориентировка на пропавшего подростка Арсения Мишанина

12:55 / 07.09.2024 372

Жителей Твери просят помочь найти Александра Мельника

12:40 / 07.09.2024 487

В Вышнем Волочке отметили День знаний

11:48 / 07.09.2024 143