Еще в общем-то не так давно советские женщины, в основном, конечно, жительницы сельской местности, носили красивые и доступные по цене павловопосадские платки, зимой – шерстяные, летом – шелковые или хлопковые. Прошло немного времени, и платок почти исчез из повседневной жизни – его, как хохломскую, гжельскую и жостовскую посуду, назвали брендом и стали продавать в туристических лавках.
Настоящая его жизнь возродилась с появлением соцсетей и созданием группы любителей этого предмета гардероба. Благодаря этим сообществам, на удивление многочисленным, жительница Твери Татьяна Синева, всегда считавшая себя человеком, далеким от мира искусства, неожиданно приобрела не только серьезное увлечение, но и предметы для исследования и коллекционирования.
Татьяна окончила истфак, потом здесь же, в Тверском университете, – юридический факультет, и практически всю жизнь проработала юристом. 13 лет назад в Интернете случайно заглянула на страничку человека, который увлекается платками. Потом зашла в интернет-магазин павловопосадской мануфактуры и на активно действующий при нем Платфорум. Здесь люди показывают, как носить платки, изучают их историю, рассказывают о том, как создаются рисунки и как они печатаются, обсуждают творчество художников.
– Передо мной открылся большой мир, – говорит Татьяна. – Я увидела, что этот утилитарный предмет охватывает совершенно разные сферы жизни, и поняла, что через него можно выйти на истории людей, производство в России и вообще на историю нашей страны.
Она знакомилась с художниками, которые работают в Павловском Посаде, ездила на их выставки, встречалась с единомышленниками. Выяснилось, что в стране нет ни одного сколько-нибудь научного исследования этих предметов, не опубликованы каталоги, люди, у которых сохранились бабушкины платки, не знают, где и когда они были напечатаны. Татьяна и ее новые друзья стали собирать информацию. Они создали огромнейшую базу разных платков, а одна из них, Елена Калинина, собрала большую коллекцию платков и издала книгу «Большой сундук» (0+). О платке стали писать научные труды, появились профессиональные исследователи – в павловопосадском Музее истории платка и шали и в Русском музее в Санкт-Петербурге.
А в июле в Тверском музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной открылась выставка «Как накину я на плечи», на которой представлены платки из частной коллекции Татьяны Синевой.
Набойка ручная и машинная
Интерес Татьяны, историка по первой профессии, сосредоточился прежде всего на дореволюционных предметах.
Платок как элемент костюма широко распространился, когда народный наряд был на излете, рассказывает Татьяна. В середине XIX века фабричные вещи стали появляться в гардеробе разных социальных слоев, в том числе крестьянства. С помощью набойки, долгое время единственного метода, можно было относительно дешево украсить ткань. Рисунок поначалу набивался вручную, это делали мастера, которые ходили по деревням.
Когда на текстильных предприятиях появились машины, рисунок на ситцах стали печатать на них. Но в случае с платками это произошло значительно позже. С середины XIX века и до 70-х годов XX века они набивались вручную: у платка сложный рисунок. Краска наносилась на ткань с помощью деревянного штампа, и только в 60-70-е годы прошлого века их стали печатать по трафарету, или, как его еще называли, шаблону, который выглядит как очень мелкая сетка. Этот способ до сих пор остается востребованным, но сейчас всё делает машина: современная техника позволяет изготовить платок высочайшего качества.
До революции платки печатались во многих населенных пунктах России, но после гражданской войны этот предмет гардероба использовался уже не так широко, да и платежеспособность людей снизилась. Поэтому производство осталось только в Павловском Посаде, с 1860-х годов бывшем центром этого производства, а сейчас имеющем статус народного промысла.
Русский платок в павловопосадском стиле возник на уровне фабричного производства. И говорить о подлинной народности не очень верно, уточняет Татьяна: изначально все рисунки создавали профессиональные художники и предметы производились на фабриках. Но в рисунках, композиции, цветовой гамме есть устойчивые признаки, которые свидетельствуют о традиции. Акцент рисунка обычно делается на углах квадратного куска ткани, в средней части декоративный эффект менее выражен. Чаще всего цветы изображают в реалистичном стиле. Ту же розу, которую чаще всего используют художники, располагают на фоне разных цветов и оттенков, но предпочтение всегда отдается ярким чистым цветам.
– Есть точка зрения, – продолжает коллекционер, – что лучшие образцы, созданные в традиционной манере на высоком технологическом уровне, вполне можно считать предметом декоративно-прикладного искусства.
Платочный рисунок пришел к нам из западноевропейского текстиля начала XIX века. В России копировались шелка Франции и Германии, декор кашмирских шалей, платки так и называли – заграничными. Но, как и некоторые другие ремесла иностранного происхождения, они у нас так адаптировались, что стали восприниматься как исконно русские. За границей платки перестали печатать, а у нас они прижились и полюбились.
Больше века под покровом
Как говорит Татьяна, ей хотелось на этой выставке показать историю печати павловопосадских платков. Здесь можно видеть и современные, и антикварные предметы из ее частной коллекции, насчитывающей около 700 экземпляров. Часть их выполнена с применением техники ручной набивки, другие изготовлены с использованием шаблона, включая машинную печать. Экспозиция демонстрирует ретроспективу платков, произведенных с 1870-х годов по начало 1990-х. Особый интерес представляет шаль с клеймом 1870 года, подобные экземпляры в музейных коллекциях встречаются крайне редко.
Изначально в производстве платков использовалась шерстяная ткань, но в ходу был и хлопок, особенно когда в стране были проблемы с поставками шерсти. Современная мануфактура выпускает вещи из шерсти, хлопка и натурального шелка. Размеры тоже бывают разными – от самых маленьких, 65 на 65 сантиметров, до самых больших, 148 на 148.
Немаловажен и способ ношения. Самый распространенный сейчас – драпировка поверх верхней одежды, платок часто используют как аксессуар, носят на плечах и шее, а на голове – довольно редко.
– Мой первый платок мне подарили в 1981 году, – рассказывает коллекционер. – Я его любила, но особенно не носила. Интерес появился спустя 30 лет, тогда же стала формироваться моя коллекция. Первые покупки – себе и в подарок сестре и маме, три большие шали, – были сделаны именно для того, чтобы их носить. Со следующей покупки понимала, что буду коллекционировать. Начала с произведений художников, которые особенно нравились. Коллекция пополняется предметами, купленными на интернет-площадках, где продаются старые вещи.