В предстоящее воскресенье – 15 августа – отмечается День Воздушного флота России. Это поистине всенародный праздник – столь велика еще народная любовь к авиаторам. Основанием отечественного воздушного флота мы обязаны двум историческим фигурам Николаю II и Сталину. Оба отдали значимые для отечественного воздухоплавания распоряжения в августе. Последний русский царь в 1912 году повелел сформировать при Главном управлении Генерального штаба первую часть Военно-воздушных сил. А Сталин завел традицию праздновать День Воздушного флота СССР начиная с 18 августа 1933 года.
Вклад россиян в становление и развитие мировой авиации трудно переоценить. Создатель первого летательного аппарата тяжелее воздуха – Александр Федоровича Можайский. Штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров ценой жизни 8 сентября 1914 года совершил первый в мире таран. А перед этим он уже вошел в историю мировой авиации как основоположник высшего пилотажа, выполнив первым в мире 27 августа 1913 года под Киевом «мертвую петлю». Эта фигура стала называться «петлей Нестерова».
Давайте вспомним о беспосадочных, рекордных по дальности перелетах через Северный полюс в Америку экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова.
В начале Великой Отечественной войны «сталинские соколы», поначалу опущенные на колени фашистскими асами Геринга, к концу войны разбили в пух и прах хваленые «Люфтваффе».
Отечественная военная авиация прошла путь от фанерных поршневых самолетов до сверхзвуковых машин из композиционных материалов 4-го и 5-го поколений.
Советский «Аэрофлот», Гражданский воздушный флот, стал самой мощной в мире пассажирской авиакомпанией. Но с развалом Советского Союза развалился и он на десятки, сотни маленьких частных компаний.
Сегодня парк воздушных судов в России насчитывает около 6 тысяч единиц – около 4 тысяч самолетов и чуть боле 2 тысяч вертолетов.
В «Пятом океане» властвуют суровые законы, за воздушное пространство идет жесточайшая конкуренция, начинающаяся в конструкторских бюро и заканчивающаяся на воздушных магистралях.
Тверская земля тоже вписала свою яркую строку в историю отечественной авиации. На весь мир прославились самолеты нашего знаменитого земляка – авиаконструктора, академика, трижды Героя Социалистического Труда Андрея Николаевича Туполева (родился 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово Кимрского района). Под его руководством было сконструировано более 100 типов летательных аппаратов, на которых установлено 78 мировых рекордов.
Летчик-испытатель, замечательный военачальник, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, командир туполевского «АНТ-25», совершившего 10–12 сентября 1934 года беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Сан-Джасинто (США), Михаил Михайлович Громов родился в Твери 24 февраля 1899 года.
Летчик-космонавт СССР Олег Григорьевич Макаров тоже наш земляк (родился в Удомле 6 января 1933 года). Он дважды Герой Советского Союза. Совершил три полета в космос.
Такие вот славные тверские имена. Да и сама Тверская земля с давних пор причастна к авиации. В Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Г. К. Жукова в Твери готовят на авиационном факультете высшие командные кадры для Военно-воздушных сил.
В областном центре до 1990-х годов функционировал построенный еще в советское время гражданский аэропорт «Змеево». Отсюда малая авиация (самолеты – «Ан-2») совершала регулярные рейсы по всей Тверской области. Активно работали и реактивные вертолеты «Ми-2». Потом все здесь заглохло. В 2003 году аэропорт был переоборудован под вертодром, где сегодня базируются винтокрылые машины торжокской компании «Вертикаль-Т» и тверской «Конверс Авиа». Их экипажи работают по всему миру. Но, увы, в Тверской области не востребованы.
Да, область, равная по территории Франции, не имеет своих гражданских аэропортов. Сейчас пытаются восстановить в районах заброшенные площадки малой авиации. Быть может, она еще взлетит?
Особняком стоит военный аэродром «Мигалово» на окраине Твери. Когда-то здесь находился штаб 12-й Мгинской дивизии военно-транспортной авиации (которой многие годы успешно командовал генерал-майор Генрих Левкович). Здесь в годы войны базировались истребители, затем полки первых реактивных бомбардировщиков «Ту–16», истребители-бомбардировщики «Су-17 М-4», потом два полка ВТА – «Ан-22» и «Ил-76». Сегодня в Мигалове находится авиабаза с отдельной эскадрильей и ее обслугой.
В Торжке базируется Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации. Никогда не забыть его легендарного командира – Героя России, заслуженного военного летчика России, генерал-майора Бориса Воробьева. Он был одним из лучших российских вертолетчиков, впервые выполнил на вертолете «косую петлю». По его инициативе была создана первая в мире группа «Беркуты», выполнявшая пилотаж на боевых вертолетах. Он разбился прямо над своим аэродромом 17 июня 1988 года, испытывая вертолет «Ка-50» ( «Черная акула»). Вечная ему память!
На аэродроме Хотилово Бологовского района
Полеты продолжаются. Об этом каждый день напоминает инверсия в бездонном небе, расчерченном военными и гражданскими «бортами», рокот вертолетов «Миль» и «Камов» над Торжком и Тверью да гул идущих на посадку в Мигалово великих тружеников неба – «Антеев» и «Русланов», «Тушек» и «Илов».
Сергей ВЕРШИНИН