В нем воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте с рождения и до 4 лет, в том числе дети-инвалиды и дети с ВИЧ-инфекцией. В декабре «Теремок» справит свое 30-летие. Возможно, именно в стенах таких заведений можно отчасти определить уровень совестливости и сострадания, любви и доброты в нашем обществе. Ведь здесь оказываются дети, которые стали не нужны собственным родителям и начнут счастливую жизнь в новой, приемной, семье.
Главный врач Тверского специализированного дома ребенка «Теремок» Татьяна Жомова за 20 лет работы здесь много чего повидала и может рассказать. Безусловно, это трагедия, когда ребенок на какой-то момент остается без попечения родителей. И в доме ребенка дети оказываются не из безвоздушного пространства, а из асоциальной среды. Образ жизни родителей таков, что им просто не нужен ребенок. Пьянство, наркотики… О чем говорить, если анализ медицинских документов показывает, что ни одна мать не стояла на учете в женской консультации. Порой привозят сюда маленького, синенького, но еще дышащего малыша, который хочет жить. Отсюда и куча негативных диагнозов у воспитанников «Теремка». Работники дома ребенка научат малыша сидеть, ползать, говорить слово «мама» и улыбаться.
– Для этого мы и существуем, чтобы окружить ребенка лаской, любовью, ну а главное для него – медицински реабилитироваться, – рассказывает Татьяна Николаевна.
Работники «Теремка» рассматривают пребывание ребенка здесь, как будто он находится в оздоровительном санатории. На какоето время. Верят, что родители одумаются и малыш сможет вернуться в свою биологическую семью. И, действительно, таких возвратов бывает до 27 в год. Если же этого не случается, то совместно с органами опеки ребенка передадут в приемную семью на усыновление или опекунам. Цифры радуют: в семью уходит 92–95% детей! А пока этого не случилось, их дом – «Теремок».
Как рассказала Татьяна Жомова, три года назад в жизни «Теремка» произошли важные позитивные изменения. Была перестроена вся система воспитания малышей. Вслед за коллегами из Санкт-Петербурга и одними из первых в стране педагоги и их воспитанники стали жить по «семейной модели» на основе проекта «Как дома». Воспитатели превратились в многодетных мам, а условия жизни воспитанников стали максимально приближены к семейным.
В каждой группе-семье воспитываются сегодня от 6 до 8 детей разного возраста. Теперь ребят не переводят из группы в группу, педагоги-«мамы» в них постоянные. Кто-то из детей бодрствует, кто-то спит, малыши тянутся за более старшими, а те проявляют о них заботу. Манежи убрали, чтобы ребятишки могли больше двигаться и играть. Каждый день проводится «семейный час», чтобы дети почувствовали психологический комфорт от общения с взрослыми. Даже массаж и другие процедуры стали делать непосредственно в самих группах. И результат не заставил себя ждать: дети стали развиваться в соответствии с возрастными нормами гораздо быстрее.
А одно из направлений проекта «Как дома» – реабилитация детей с ограничениями по здоровью, которые воспитываются в семьях. Группа дневного пребывания в «Теремке» позволяет тверским мамам заняться домашними делами или устроиться на работу, а малышам – поправить здоровье. Подобная помощь неоценима.
Татьяна Николаевна считает, что за последнее время в обществе произошел колоссальный сдвиг, так как желающих взять в семью детей стало гораздо больше, чем самих малышей. Конечно, не все так просто, как в киношном сериале: пришел и выбрал. Сама процедура – серьезная и достаточно длительная, все-таки речь идет о живом человеке. Восхищает главного врача и то, что стали брать детей-инвалидов, чего раньше не было. И семья живет ради этого ребенка, признаваясь при встрече врачам: «А мы и не знаем теперь, как без него…» И родительская любовь творит чудеса, дети оживают и чувствуют себя лучше. А случается и совсем другая история. Когда черствость взрослых может поломать ребенку судьбу. Например, взяли ребенка под опеку или в приемную семью, а потом возвратили снова в учреждение.
– Я бы таких людей в специальный банк данных вносила и на законодательном уровне запретила бы даже приближаться к таким заведениям, как наше, – возмущается Татьяна Жомова. – Ведь важно не просто раздать всех детишек поголовно, а найти каждому семью, в которой он обрел бы любовь.
Найти своего ребенка для приемных родителей – божий промысел. Кто из детишек понравится, предугадать невозможно. Татьяна Николаевна вспомнила случай: супругам показали трех детей, на которых они не остановились. Свою дочку они обрели, увидев ее впервые буквально на лестнице дома ребенка. Пришли в четвертый раз, а тут новую девочку привезли. Приемные родители сразу сказали: «Наша!» И все же приемные родители должны понимать: красивого пупса с бантами им не предоставят, а дадут ребенка с проблемами, которому нужно уделять внимание и с которым нужно заниматься. И никто не расскажет о его генетике до седьмого колена, а также не даст гарантий, что он окончит школу с золотой медалью, получит диплом вуза и благополучно женится или выйдет замуж.
Для Жомовой и сотрудников «Теремка» каждый ребенок дорог и почти как родной. Чтобы в приемных семьях малыш не оказался Маугли из джунглей, воспитанников стараются выводить в город. Уточек посмотреть, да и просто тот же автобус на дороге увидеть. Тут важна каждая мелочь цивилизации. Да и спонсоры помогают. Благодаря их заботе малыши катаются на пони, со спасателями из МЧС на катере, даже контактный зоопарк у них в гостях побывал.
– Приезжают к нам с концертами также ребята из школ и детских садов, так нужно видеть глаза юных артистов, ведь некоторым было и невдомек, что такое бывает – дети без мамы живут, – рассказывает Татьяна Жомова.
Со слов главного врача, любой помощи в «Теремке» всегда рады. Лучше всего договориться по телефону или на их электронной страничке, в чем сейчас больше всего нуждается дом ребенка.
– Наше общество становится все более потребительским и жестким, но отбить порыв к благотворительности из сострадания нельзя, – считает руководитель «Теремка». И за год такой помощи поступает, если перевести в деньги, до трех миллионов рублей.
Александр ХОХЛОВ
Фото Юрия СУРИНА и из личного архива Татьяны ЖОМОВОЙ