Заместитель директора музея по науке, почетный работник культуры и искусства Тверской области Елена Вартанова уже четверть века служит музейному делу. Елена Валерьевна считает, что «настоящий музейщик, вступая в профессию, дает обет безбрачия». То есть он может отдаться любимому ремеслу увлеченно, со всей страстью, но без каких бы то ни было пристрастий. Ни идеологических, ни общественных, ни личностных. Максимально объективное отношение к профессии: задача отыскать в недрах истории подлинные свидетельства прошлого, при необходимости отреставрировать находку, бережно хранить ее и по возможности чаще выставлять на всеобщее обозрение современников.
Елена Вартанова почитает за честь работать в одном из старейших провинциальных музеев России. Шутка ли, Тверской музей был основан еще в 1866 году «для хранения образцов естественных богатств и произведений промышленности Тверской губернии, а также предметов, относящихся до археологии края». С той поры и поныне он не изменяет своему главному предназначению.
В 1977 году под его эгидой было создано музейное объединение, в составе которого сегодня 32 филиала в 27 муниципальных образованиях области.
О своей работе Елена Валерьевна может говорить часами, о себе же рассказала скупо. Тем не менее… Родилась Лена (тогда Перелевская) в Калининской области, в учительской семье. Отец преподавал физику и математику, мама – литературу и русский язык. В роду были священнослужители. Девочка окончила Рамешковскую среднюю школу, затем исторический факультет ТвГУ. Год работала в картинной галерее, столько же потом преподавала историю в училище. С детства у Елены была не самая девичья мечта (стать актрисой, например), а вполне конкретная – заняться практической археологией. Частично мечта осуществилась: во время учебы многократно участвовала в археологических экспедициях со студентами. Однако Вартановой суждено было свои «раскопки» проводить не в поле, а в архивах и библиотеках. Так или иначе, но все же «дышать пылью столетий».
Пять лет в обществе охраны памятников, и наконец – музей. Начинала в фондах, потом в отделе экспозиции, три года на стажировке в Германии, потом отдел развития, потом коллектив выдвинул – стала заместителем директора по научной работе. Вот, пожалуй, и все – о себе. Самым интересным периодом в своей жизни-работе Елена Валерьевна считает службу в фонде редкой книги.
– Казалось бы, работа рутинная: сидишь, каждую книжечку осторожно перелистываешь, причем по нескольку раз. Днями роешься в архивах и библиотеках, не только местных, но и столичных. Но до того было интересно, сплошные открытия чуть ли не каждый день! Честно говорю, бежала на работу в предчувствии, что меня ждет там нечто неведомое. Это настолько затянуло, причем неожиданно для самой, что теперь и помыслить о другой профессии странно.
Но притягивал не только увлекательный мир старопечатной книги. Общение с не менее удивительными людьми – обитателями этого мира также доставляло Елене Вартановой море новых впечатлений.
Огромное влияние на Елену Валерьевну оказало знакомство со знаменитой исследовательницей старопечатной, старообрядческой книги, доктором исторических наук, профессором МГУ Ириной Васильевной Поздеевой. Именно она была инициатором и соруководителем научной программы «Московский университет – российской провинции. Региональные описания книжных памятников. Выявление. Изучение. Описание».
Благодаря этому проекту в Тверском музее был создан отдел по изучению древних книг и рукописей. По словам Елены Вартановой, Ирина Васильевна уделяла особое внимание работе со старообрядцами, поскольку раритеты сохранились в подавляющем большинстве у них. Поздеева называла староверие «машиной времени», ведь именно староверы сохранили и древнюю книгу, и древнюю культуру, и прежние семейные отношения – патриархальную семью.
Моя собеседница привела еще одно высказывание своей наставницы: «Хоть мы и говорим о русском мире, для меня всегда чрезвычайно важно то, что культура не имеет границ. И если кто-то эти границы ставит, то теряет и собственную культуру».
Безусловно, очень мудрое и актуальное ныне замечание великой исследовательницы нашего прошлого.
Три вопроса Елене Вартановой
– Что вы считаете главным в своей профессии?
– Если субъективно, то она приносит огромное удовлетворение, поскольку таит в себе массу знаний, открытий и эмоций. А объективно – мы храним подлинники, оригиналы, вещественные доказательства нашего прошлого. В них – первородная и единственная правда истории, а также гарантия того, что ее переписывание в угоду политической или иной конъюнктуре времени не останется безнаказанным. Рано или поздно правда откроется и призовет к ответу лжецов.
– Сейчас вам по роду службы приходится во многом заниматься административной работой. Не тоскуете ли по прежней книжной «рутине»?
– Еще как! Вот выйду на пенсию, непременно займусь 18—м веком. Если 17-й уже описан вдоль и поперек, то перед ним ученые, и я в том числе, в долгу. В долгу не столько перед прошлым, сколько перед будущим. Люди должны узнавать свою историю по ее подлинным проявлениям.
– И все же, какие самые старинные книги хранятся в вашем музее?
– Самая старинная рукопись относится к 14-му веку – это «Учение Аввы Дорофея». Есть также Евангелие, которое написано в Твери, в Спасо-Преображенском соборе, в 1417 году. Оно от времени «заболело», мы его как следует «подлечили», и теперь раритет займет достойное место в новой экспозиции. Эти и другие раритеты хранятся в фондах нашего музея.
Виктор ЧУДИН