Города Илов (если хотите сказать «по-древнерусски» — Ылов) на карте не найти. Можно отыскать небольшое озерко Иловец на границе Лесного и Удомельского районов, а в километре от него большую прежде деревню Дворищи. Где-то недалеко от нее, ближе к озеру, было когда-то древнерусское поселение, торговый и ремесленный пункт.
В середине мая, пока зелень не скрыла все и вся, мы совершили небольшое путешествие в этот совсем дальний уголок Тверской области в компании удомельских и вышневолоцких краеведов. В поездке организаторами изначально не было обещано никаких достопримечательностей кроме леса и курганов. Но каждый, кто бывал на севере Тверской области и встречался с курганами-сопками (таких курганных групп по всему этому краю довольно много), не откажет себе в удовольствии увидеть их снова.
Дворищенская группа курганов самая большая в области (уступает она, может быть, лишь сильно распаханным и разрушенным курганам у Мологи в Максатихинском районе, да еще могу сравнить ее с курганной группой у села Лукино в Сандовском, кстати, это совсем рядом с Иловцем). К сожалению, курганы в Дворищах почти все раскопаны. Но – по порядку.
Дорога в Дворищи дальняя и неудобная, хотя неплохая. Накатанная грунтовка идет до деревни Дворищ, после чего желающим остается прогуляться до озера. Но озеро воистину «илистое», а вытекающая из него речка Иловец – темная протока с прозрачной водой.
У деревни – мостик, у мостика крест, поставленный недавно на предполагаемом месте города. Впрочем, города в смысле укрепления здесь, похоже, и не было. Вот что можно прочесть об Иловце на сайте администрации Лесного района:
«В писцовых книгах XVI-XVII веков эта местность называлась то Иловым, то Ыловым и в основном входила в волость Удомлю. Все деревни вдоль дороги Дворищи-Старый Ряд назывались Иловскими. Это Илово было многолюдным краем, в него входили тогда существовавшие деревни Гришкино, Гузарево, Ермолино, Ледины, Пашнево, Ярцево и другие.
На крайнем востоке этой местности и находился древний город, исчезнувший, по мнению профессора Ю.М. Смирнова, при кровавом набеге одного из отрядов татаро-монголов зимой 1238 года. Хотя раскопки старого поселения проводились на равнине близ озера Иловец, неподалеку от левого берега Иловца. следует считать, что нынешние Дворищи тоже входили в территорию города. Об этом, в частности, говорит большое количество погребальных курганов-сопок, некоторые из которых еще сохранились. Город упомянут в работе Плетнева “Древние города в Тверской губернии”, а о местоположении его сказано — близ озера Илово и назван он тоже Иловым.
Археологи занимались раскопками в этих местах. Судя по найденным предметам, здесь находился настоящий средневековый город. По нынешним меркам его правильнее называть городком. Место его основания было связано с водным путем, связывавшим озеро Илово с Мологой, а следовательно — и с Волгой. Где-то севернее озера, вероятно, проходил волок от озер Каркомли и Островенского и крупного древнего поселения — Ореховна, существующего и в наши дни.
Город Илов (Иловль) был административным поселением. В нем при раскопках найдена висловая свинцовая печать князя Ростислава Мстиславовича Смоленского. Он княжил в Новгороде в 1154 и 1157 годах. Печать говорит о наличии сотского или тысяцкого — крупного новгородского чиновника, имевшего право вершить суд, собирать дань, править всей округой. Печать была знаком княжеского доверия, потерять ее было немыслимо. А в землю она попала, вероятнее всего, в огне и пожаре страшного 1238 года.
Городище на озере занимало огромную площадь — около 40 тысяч квадратных метров. Сенсацией для археологов оказались доказательства существования в городе Илове кузнечного и стекольного производства. Найдены железные изделия и их заготовки, сыродутные печи. В них из железных болотных руд получалось прекрасное сырье для ковки железных мечей, сошников, кос.
При раскопках найдены литейные формочки из песчаника, тигли для варки стекла, сделанные здесь же стеклянные бусы. Сейчас трудно представить, что здесь кипела тогда жизнь наших далеких предков.
Не было никаких укреплений. До вторжения дикой орды в этих местах никто ни с кем не воевал. И это тоже было причиной трагической гибели города. Видимо, его уничтожение случилось через несколько дней после последней попытки русских отбить нашествие — битвы на реке Сити, где 4 марта 1238 года войска под командованием Владимирского князя Юрия Всеволодовича были уничтожены.
Город Илов погиб, но память о нем долго хранилась в народе. В писцовой книге Бежецкой пятины за 1547 год упомянут погост Илов Пречистый».
Поскольку у нас не было ни сил, ни времени осматривать подробно всю местность вокруг озера, пришлось ограничиться экскурсией по той части, которая доступна. От Дворищ в Удомельский район идет не дорога, а разбитая колея. На краю поля у дороги, идущей к исчезнувшей давно удомельской деревеньке Гришкино – очень большое пространство раскопанных под снос курганов…
Если раскопанные курганы вам прежде не попадались – то не жалейте о недополученных впечатлениях. Это напоминает место бомбардировки, заросшее старым лесом (курганы раскопаны в конце 1960-х). И только очень большие и старые ели и сосны, многим из которых гораздо более ста лет, говорят о том, что здесь когда-то были курганы – и не один десяток.
Возле Дворищ курганы тоже раскопанные, но хотя бы более-менее целые. И тоже заросшие вековыми соснами, прекрасные в этой оправе живых свидетелей минувшего. Все-таки нельзя не отдать дань уважения нашим предкам – очень нуждаясь (и постоянно!) в древесине, ни у кого из них не поднялась рука рубить здесь, прямо в черте деревни, вековые сосны на курганах. И как неприятно смотрятся заросшие раскопы – как затянувшиеся грубые раны, чтобы не сказать больше – ампутации.
Мы так и не нашли следов самого города. Может быть, если мы вернемся сюда еще раз, то повезет больше… Пока же нам досталась только май в неугомонном свисте соловьев и нежной первой зелени березок, хрупкий и нежный ковер первоцветов по лесам, да седые курганы, встречающие уже и тысячные и двухтысячные свои весны…
Павел ИВАНОВ