Новые требования к перевозкам могут сделать этот вид пассажирского транспорта недоступным
С начала осеннего сезона киношное выражение про наших людей, которые в булочную на такси не ездят, стало актуальнее: вступление с 1 сентября в силу Федерального закона № 69 кардинально меняет систему регулирования пассажирских перевозок в такси. Процесс «закручивания гаек» «бомбилам», а также таксистамнелегалам грозит обернуться ощутимым удорожанием проезда. За нововведения рублем ответят именно пассажиры, во имя которых и затевались перемены.
Итак, с 1 сентября региональные органы исполнительной власти должны начать выдачу разрешений на осуществление таксомоторной деятельности. В Тверской области до сих пор не начали. Причин такой нерасторопности масса, начиная с того, что областной департамент транспорта и связи никак не может решить, с какой же стороны подойти к применению непопулярных мер. К сожалению, даже попытки совместного «мозгового штурма» с представителями компанийперевозчиков желаемых результатов не дали. Региональная конференция, состоявшаяся 15 сентября, еще больше разобщила чиновников, водителей и потребителей. Из выступления заместителя начальника департамента транспорта и связи Тверской области Александра Лощенкова стало ясно, что разрешение – документ не простой, а почти золотой, принимая во внимание его предварительную стоимость в три тысячи рублей. Такие «грабительские» расценки привели в негодование не только таксистов, но и вызвали ропот депутата Государственной Думы РФ Владимира Васильева, а также Вячеслава Лысакова, члена федерального координационного совета Общероссийского народного фронта, лидера Движения автомобилистов России.
– Да вы что, какие три тысячи? Во многих субъектах Федерации их будут выдавать и вовсе бесплатно. А где платно, так за приемлемые суммы. К примеру, в Липецкой области все удовольствие обойдется в сорок рублей! – возмутился Вячеслав Лысаков.
Увы, обосновать высокую «таксу» за выдачу разрешения Александр Лощенков аргументированно так и не смог. Правда, собравшихся ему удалось утихомирить компромиссным обещанием пересчитать стоимость разрешения и обговорить с региональными законодателями возможность частичной компенсации затрат из областной казны.
Недовольство собравшихся вызвало и то обстоятельство, что департамент транспорта и связи не только не заключил соглашение с пограничными регионами о взаимном признании разрешений, но и даже не приступал к этому. А такое признание жизненно необходимо, иначе даже поездка в столичный аэропорт может обернуться тем, что пассажиру из Твери придется на подъезде к Московской области пересаживаться в столичное такси.
Надо отметить, что заветное разрешение даже при наличии соответствующего стажа профессиональной деятельности от трех лет, исправного авто (не старше 2006 года выпуска) получить будет непросто.
Вопервых, всем участникам таксомоторного рынка надо будет встать на налоговый учет, то есть либо быть трудоустроенными официально и развозить граждан на арендованных у таксомоторной компании авто, либо являться индивидуальными предпринимателями. После таких жестких требований тверской рынок такси будет состоять сплошь из ИП либо его наводнят имущие сограждане из столицы, потому как закупить целый автопарк новых машин тверским будет не под силу.
– Возьмем среднюю цену на бюджетную легковушку – 400 тысяч рублей, умножаем на 100 – количество машин, приемлемое для одного таксопарка, получается сумма в 40 миллионов рублей. Спрашивается, где взять такие деньги? – задался риторическим вопросом директор такси «Бумер» Дмитрий Фомин.
Впрочем, неподъемное финансовое бремя – полбеды. Загвоздка и в том, что большинство таксистов извозом подрабатывают по вечерам, по выходным или по праздникам, тогда как работают по трудовой книжке совсем в другом месте. Выходит, что таким таксистам рассчитывать не на что. Кстати, по сведениям управления ГИБДД по Тверской области, в налоговых органах числятся только 785 такси, тогда как, по подсчетам шоферской «диаспоры», на тверских дорогах ежедневно занимаются извозом порядка 30 тысяч человек!
Ну а в отношении тех, кто решится пойти в свободное плавание и стать предпринимателем, закон также неумолим: автомобиль должен быть непременно в личной собственности таксиста, иначе разрешения ему не получить. Скажем, оформлена машина на родителей или когото из членов семьи, так вот, на таком транспортном средстве легально работать таксистом при всем желании не получится: придется либо покупать свой автомобиль, либо рассчитывать на добросердечность родственников.
Вовторых, требования, предъявляемые к внешнему виду автомобиля, витиеваты и не совсем точны. К примеру, закон обязывает оборудовать такси опознавательным фонарем оранжевого цвета, таксометром, шашечками на бортах кузова. Тверские таксисты берут плату по существующим тарифам, и таксометры им ни к чему. Относительно шашечек на бортах авто остается только догадываться, какого размера они должны быть. На усмотрение регионов оставлена такая «мелочь», как единый цвет всех такси. Кому купить машину подходящего цвета не удалось, придется раскошелиться на перекраску автомобиля (от 50 тысяч рублей). Однозначного ответа, какой же цвет выберут, нет, поскольку предложенный транспортным департаментом серебристый обоснованно забраковал начальник областного управления ГИБДД Валерий Кучерявых: машины такого цвета малозаметны на проезжей части и, согласно данным статистики, занимают второе место по количеству ДТП после автомобилей цвета воронова крыла. Понимание проблем таксистов главный автоинспектор области проявил и в том, что технический осмотр по новым нормам такси предложено проходить два раза в год в региональном министерстве транспорта. Ведь соблюдение требований и к техническим характеристикам, и к внешнему виду машины могут проверить инспекторы в ранее установленном порядке – раз в год.
В общем, с региональным законопроектом полная неразбериха. Потому как исполнительная власть региона требует введения ежедневного медицинского осмотра водителей (что, несомненно, является плюсом) и создания единой диспетчерской службы. Идея хороша, вот только кто этим будет заниматься, непонятно.
– Хотелось бы верить, что наши пожелания будут услышаны как законодательной, так и исполнительной властью. И тогда таксисты не просто пойдут – побегут за разрешениями, вставать на налоговой учет. Если этого не случится, из тени перевозчики вряд ли выйдут. Скорее, те, кто работал открыто, уйдут в тень. И не потому, что избегают ответственности, просто такие затраты не потянуть, – подытожил директор такси «Альянс» Михаил Костин, возглавляющий на общественных началах областной «Союз такси».
К слову, развозить граждан без разрешения вряд ли получится. Конечно, можно пытаться доказать, что пассажир – вовсе не пассажир, а знакомый, которого ты подвез по старой дружбе, но в этом случае если и удастся избежать штрафа за деятельность без лицензии, то пассажир точно не станет платить. Если же обыграть дружеские отношения с попутчиком не удастся и автоинспектор, по Станиславскому, произнесет сакраментальное «Не верю!» и составит законный протокол, то уплатить нелегальному таксисту придется пять тысяч рублей (такой нынче штраф).
– Сейчас в тариф закладываются бензин, стоимость телефонной связи, ну и сама работа, так что средняя ставка по городу 80 рублей за три километра, каждый следующий километр – 10 рублей. Трудно подсчитать, на сколько возрастут тарифы, если законодатели не примут во внимание пожелания таксистов, но, думаю, в полторадва раза как минимум, – поделился соображениями Дмитрий Фомин.
Ну а при таких расценках наши граждане не только за хлебом, но и вовсе на такси не поедут – слишком уж высока плата за госзаботу о комфорте и удобстве пассажиров.
Ксения БАДАКОВА