На крутом волжском берегу который год красуется надпись: «Я люблю Тверь» (вместо «люблю», по нынешней моде, изображено сердечко). Объяснение в любви резко диссонирует с окружающей действительностью.
Вокруг, как сказал известный классик, полное безобразие. Стеклотара и мусор – наиболее явные признаки отсутствия цивилизации. Можно навешать всех собак на коммунальщиков, которые, пардон, мышей не ловят, но нужно взглянуть на себя. Безобразия творят не деятели ЖКХ, а рядовые граждане, с полным отсутствием чувств к родному городу.
Меня умиляют восторги любителей зарубежных поездок: «Ах, какая красота, ах, какая чистота, ах, какие доброжелательные люди!». Но за кордоном никто из наших не швырнет пустую бутылку в реку или фонтан, не кинет окурок под ноги прохожему, не выбросит мешок с мусором на обочину дороги. А у нас можно. Почему так? Почему дикость переходит чуть ли не в национальную черту характера? Может, потому что несознательные граждане путают свободу с вседозволенностью, а культуру с анархией?
Те, кто долго живет в Твери (Калинине), помнят, каким чистым, ухоженным, опрятным был областной центр. Тогда на волжских откосах не выкладывали надписей с объяснением в любви, но чувства были пылкими. Откос по лету регулярно выкашивали, деревья белили, ограды красили, в общественном транспорте мыли стекла, в которых отражалось веселое настроение горожан.
Калинин всегда занимал первые места по благоустройству в Российской Федерации, к нам приезжали за опытом аж из других республик. Со временем мы стали ездить за опытом, например, в Голландию, славящуюся переработкой мусора, но почемуто опыт так и не был перенесен на местную почву.
Сколько гнева вылилось на пачкунов фасадов! Дикое развлечение писать «иероглифы» приобрело масштабы катастрофы. Теперь редкое строение не имеет автографов хулиганов. Старожилы обозначили «художества» так: «Это от безделья и бездуховности». К мнению старожилов присоединяются десятки тысяч горожан, кому не все равно, в каком городе они живут.
Когдато выдающийся хореограф страны Игорь Моисеев, когда его спросили, как он представляет себе понятие «культура», ответил, что культура – это то, что в каждом из нас, а все, что вокруг, – просто дизайн.
Любовь к окружающему миру идет от нашей внутренней культуры, а не от уровня образования и положения в обществе. Много раз видел, как из навороченного джипа прямо на ходу метают мешки с мусором, а про сигареты уже и не говорю. Но попробуйте владельцу сделать замечание. Уверен, что натолкнетесь на хамство.
Замечаю, что чем чаще декларируется любовь к Отчизне, региону, городу или селу, тем меньше на самом деле любви истинной. Это как вера – она обязана быть тайной, а не на всеобщий показ.
Далек от мысли, что писаныепереписаные призывы к любви и уважению, к чувству патриотизма вообще возымеют действительный эффект. У когото благородные посылы могут вызвать, увы, даже насмешку. В таких случаях обычно употребляют фразу «Ничего святого».
Но без любви ко всему сущему все равно не проживешь. А равнодушие или презрение отольются сторицей.
Вот и поговорили о странностях любви.
Валерий БУРИЛОВ, «Тверские ведомости» burilov48@mail.ru