Четверг, 18 июля / 23:09

16+
Малый бизнес в провинции: Почему своё дело в глубинке перспективнее, чем в Москве

Малый бизнес в провинции: Почему своё дело в глубинке перспективнее, чем в Москве

Малый бизнес в провинции: Почему своё дело в глубинке перспективнее, чем в Москве

Почему заводить свое дело в тверской глубинке становится перспективнее, чем в Москве

За последние полгода в Тверской области количество малых и средних предприятий (МСП) увеличилось больше чем на 1000 единиц и по последним июньским данным составило уже свыше 48,7 тысячи. С чем связан такой резкий прирост?

Может, со старой национальной традицией – «русские не сдаются», или новый экономический блок в региональных властных коридорах внушает бизнесу оптимизм? Четкого ответа нет, но факт остается фактом – предпринимательская инициатива налицо!

Кажется, и в общественном сознании происходит постепенный, но очень важный переворот. Сегодня предприниматель – это не спекулянт и жулик, а практически новый герой нашего времени – самостоятельная и независимая единица, которая предпринимает действия, борется со всевозможными бюрократическими препонами, преодолевает неудачи и кормит народ. Именно такой образ малого и среднего предпринимателя постепенно формируется в общественном сознании: не мироеда, а созидателя.

И все же есть нюансы. Конечно, хорошо открывать свое дело в столице или крупном городе, где прибыль подстерегает буквально за каждым углом, – так считает обыватель, а что делать провинциальным бизнесменам? Как открывать и развивать свое дело, когда уровень средней зарплаты, да и вообще жизни вокруг значительно скромнее?

Об этом мы и поговорим сегодня.

Меньше город – меньше конкуренция

Итак, как мы выяснили, в Тверской области почти полсотни тысяч предприятий. Если разбить их количество по муниципальным образованиям, то плотность, в соотношении к числу проживающих, окажется весьма неравномерной. В лидеры вырвутся крупные муниципальные образования: Тверь, Калининский район, Кимры, где на одного индивидуального предпринимателя (ИП) приходится от 26 до 36 человек. Дефицит предпринимательской инициативы, если судить по числу жителей на одно ИП, наблюдается в Бологовском, Андреапольском, Сонковском, Кесовогорском, Фировском и некоторых других отдаленных районах Тверской области.

Это вовсе не говорит о том, что предприниматель здесь не нужен, скорее наоборот – есть куда расти и развиваться. Как утверждает сертифицированный тренер Корпорации МСП, руководитель образовательных программ Центра «Мой бизнес» Алексей Борисов, предпринимательское поле районов Тверской области недонасыщено и перспективы у провинциальных предпринимателей еще есть.

Что общего у малых городов с точки зрения экономики? Это одно или несколько градообразующих предприятий, невысокая плотность населения, как правило, малоэтажная застройка, невысокая платежеспособность населения и наличие мощного административного ресурса, который при определенных условиях легко превращается в административный пресс.

Казалось бы, такой набор исходных данных к преимуществам не отнесешь, но, с другой стороны, в малых городах невысокий уровень конкуренции, низкие затраты на рекламу и невысокие стартовые капиталовложения.

Поисковая система «Яндекс» фиксирует ежемесячно около 186 тыс. запросов «идеи для бизнеса» от своих пользователей. Как выбрать правильное направление для развития своего дела и что нужно знать о территории, на которую приходит бизнес, мы обсудим со специалистами. Приведем примеры и рассмотрим некоторые удачные кейсы успешных тверских бизнесменов.

 

Доверяй, но проверяй

Для любого предпринимателя сегодня важно понять, каким спросом будет пользоваться его продукция. Проверить это можно несколькими способами.

Анализ через открытые источники.

Будущий бизнесмен может открыть сервис статистики запросов Яндекса – wordstat.yandex.ru, выбрать там свой регион и посмотреть, как часто пользователи запрашивают товары и услуги. Учтите только, что по малым городам статистика может оказаться неточной, в выдачу по муниципалитетам могут также попадать соседние крупные города и наоборот. Яндексом пользуется примерно 44% пользователей, так что для получения более точной цифры результат нужно удвоить.

Картографические сервисы.

Если ваш бизнес имеет точку привязки, вы всегда можете оценить конкурентность вашего рынка, и это косвенно даст вам понимание, есть ли спрос на продукцию. Здесь вам в помощь такие сервисы, как Яндекс.Карты, 2гис и Карты Гугл. Вносите в поисковую строку ваш тип бизнеса и увидите, сколько конкурентов вас окружает. Если посмотреть отзывы, можно понять, чего посетителям не хватает, и акцентироваться на этих проблемах.

Пробный спрос.

Размещение вашего товара или услуги на площадках объявлений – действующий способ проверки спроса. По количеству звонков и заявок вы сможете понять, готовы ли люди покупать товар или услугу по заявленной вами цене. В объявлении можно указать на отсрочку поставки, чтобы не вызывать недовольства покупателей и, как следствие, недовольства вашей компанией. Заведения общественного питания могут проверить спрос через предложение доставки их продукции. Это даст понять, пользуются ли роллы, пицца, бургеры и другое спросом в вашем городе.

Запуск рекламы в социальной сети.

Способ немного сложнее, но вы точнее сможете определить, какой уровень спроса в вашем районе.

 

Принцип разных корзин

Спрос на товары и услуги постоянно меняется. Сегодня все покупают пейджеры, а завтра пейджинговая связь умерла, ларек, торгующий ими, закрылся, и одним бизнес--объектом стало меньше. Золотое правило бизнеса гласит: не надо складывать яйца в одну корзину. Чтобы обеспечить своему предприятию устойчивость, нужна…

Диверсификация.

Не стоит бояться этого термина. Выражаясь простым языком, диверсификация – это расширение ассортимента продукции, рынков сбыта, освоение новых видов производств. Это означает, что вам не стоит зацикливаться на одном направлении бизнеса, а нужно подключать дополнительные, часто смежные виды деятельности.

Так вы оптимизируете свои трудовые ресурсы, материальную базу и получите дополнительный доход. Например, можно предложить вашей бухгалтерской и юридической службе за небольшую плату вести дополнительное направление бизнеса и приспособить под склад пустующие помещения.

Примеры вы можете привести и сами. Всем известная мармеладная фабрика не только выпускает любимое лакомство, но и принимает туристов в свой музей мармелада, и строит развлекательный центр. Яхт-клуб «Калязин», расположенный на правом берегу Угличского водохранилища, открыл музей улитки и ферму по выращиванию виноградной улитки.

Предлагаемые услуги должны решать насущные проблемы населения. Подумайте, что принесет вашим землякам практическую пользу?

ООО «Андреапольский хлебокомбинат» ведет свою деятельность с 2001 года. Его востребованность очевидна, а продукция ценится местными жителями. Кстати, сегодня хлебокомбинат занимается производством не только хлебобулочных изделий, но и напитков: минеральной воды, лимонада.

Удачной может оказаться ставка и на сложившиеся исторические традиции, уникальную природу. Например, калязинское ООО «Тверьтэкс» занимается производством мебели из массива по индивидуальным заказам. А еще руководитель предприятия организовал водно-туристический комплекс рекреационного типа «По сказочным тропам» для прогулок и отдыха с детьми.

 

Государство спешит на помощь

В рамках утвержденного национального проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в 2019 году Фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тверской области активно продолжает оказывать государственную финансовую поддержку предпринимателям Тверской области.

Фондом с начала года предоставлено 45 поручительств на сумму 274,5 млн руб., обеспечена сумма привлеченных кредитов на сумму 775 млн руб.

Разрабатывается матрица мер государственной поддержки, которая постоянно пополняется.

Как говорит Михаил Окороков, руководитель Венчурного фонда Тверской области, наиболее востребованы микрозаймы, банковские гарантии, участие в выставках в России и за рубежом, консультационная поддержка – это практические данные, которые собраны по итогам работы с тверскими предпринимателями.

Найти в сети адреса и телефоны фондов не составит труда, просто погуглите.

 

Пусть меня научат…

На вопрос, можно ли научиться быть предпринимателем, гость нашего города, известный предприниматель и преподаватель «Фабрики предпринимательства» Айдар Булатов однозначно отвечает: можно!

Он советует: нужно развивать лидерские качества, расширять свой кругозор, пробовать и практиковаться. Причем не обязательно сразу влезать в долги и брать кредиты. Можно рассмотреть разные идеи, подготовить бизнес-план, проверить его, обсудив со старшими товарищами, и даже получить поддержку в форме инвестиций.

Такие возможности есть и в нашем городе.

Например, бесплатные консультации можно получить в Фонде содействия предпринимательству Тверской области. Как раз сейчас его сотрудники колесят по районам региона с семинаром «Меры государственной поддержки и финансовая грамотность субъектов малого и среднего предпринимательства». Там же вы можете и проконсультироваться по поводу займов и поручительств.

Все данные можно найти на сайте организации http://fondtver.ru/

Набирает обороты и достраивает офис региональный Центр поддержки предпринимательства, который станет настоящим прибежищем всех заинтересованных предпринимателей. Офис с удобными конференц-залами, представительством МФЦ для бизнеса, консультантами по вопросу юридических и бухгалтерских услуг планируется открыть к концу текущего года. А пока его специалисты проводят серию занимательных семинаров для бизнеса.

Вот семинар из афиши на июль:

18 июля. Бизнес-навигатор

Бизнес-навигатор МСП – мощный аналитический инструмент для малого бизнеса.

Регистрация по ссылке – https://mybusiness69.timepad.ru/event/995814/

С большим успехом проходят встречи тверского Пушка-Клуба. На его заседания приходят активные начинающие и опытные предприниматели, которые делятся своим опытом. После выступления спикеров у желающих есть возможность не просто познакомиться с коллегами, но и обратиться с трибуны к старшим товарищам с просьбой помочь разобраться, решить конкретные проблемы бизнеса. Такой оригинальный метод авторы проекта назвали «Пушка-разбор», а бывалые говорят, что бизнес--встречи в клубе бывают очень полезными.

 

 

Экспертное мнение

Иван ЕГОРОВ, министр экономического развития Тверской области:

– Мы понимаем, что малые города могут быть привлекательны для жителей. Для этого нужно несколько условий. Это и качество жизни в широком понимании слова, комфортная среда, сохранение привычных традиций, но едва ли не самое важное – рабочие места.

Очевидно, что есть два фундаментальных пути развития малого города – поселок при фабрике и диверсификация экономики. Второй путь, как показывает практика, является наиболее эффективным.

По сути, большая часть экономики должна генерироваться множеством небольших компаний. Малый бизнес – это и магазин, и небольшой семейный отель, IT­-компания, которая работает онлайн. Малый бизнес разнообразен, гибок, он создает качественные рабочие места, создавая комфортные условия труда для своего специалиста, бережет территорию, развиваясь в дружественной и знакомой среде.

Для нас малый бизнес – это фокус развития экономики, он представляет собой лакмусовую бумажку качества нашей работы и уровня развития экономики в целом.

 

Кто ищет, тот найдет

Не всякий бизнес можно создать с нуля и в одиночку. Кому-то нужны партнеры, а кому-то и ресурсы.

Чтобы не ошибиться в выборе партнера, можно воспользоваться не только сарафанным радио, но и некоторыми практическими сервисами.

http://proverka.vipiska24.info

Предоставляет комплексные отчеты о контрагенте: сведения из единого реестра юр. лиц, фин. состояние, бух. отчетность, гос. контракты, банкротства, связанные организации, исп. производства, арбитражные дела и другие.

http://www.mybki.info

Позволяет оценить уровень долговой нагрузки субъекта проверки, его платежной дисциплины.

http://fssprus.ru/iss/ip

Сведения о должниках: юридические и физические лица в службе судебных приставов.

https://service.nalog.ru/svl.do

Сведения отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации.

https://egrul.nalog.ru/

Это фактически база данных, которая содержит сведения о юридических лицах, функционирующих в России.

Светлана ПЕТРОВА


Читайте также
Яндекс.Метрика
Тверские ведомости