Развитие любого муниципалитета в первую очередь зависит от наполняемости бюджета. Решить эту главную задачу можно или путем увеличения собственных доходов за счет развития реального сектора экономики, или путем увеличения дотационных вливаний. Не думаю, что второй путь более приемлем для нас, хотя он и несравнимо легче первого. Бесконечное увеличение дотационной составляющей в конечном итоге не решит многих коренных проблем в муниципалитете, и в первую очередь таких, как создание рабочих мест, внедрение новых технологий в производство. В то время как развитие реального сектора экономики позволяет совершенствовать уже имеющуюся материальнотехническую базу малого и среднего бизнеса, обеспечивать необходимые условия создания новых высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест для образованных и амбициозных людей, что в свою очередь позволит значительно увеличить налогооблагаемую базу.
Для решения такой задачи на первый план выдвигается инвестиционная привлекательность территории. Инвестор, и в первую очередь частный капитал, охотно идет туда, где имеются комфортные условия для его вложения.
У нас в районе проведена серьезная работа по выделению инвестиционных площадок. Но все же, несмотря на выгодное географическое положение района, наличие железнодорожной и автомобильной магистралей Москва – Рига, реальных инвесторов пока очень мало. Причина – в отсутствии развитой инфраструктуры: инженерных сетей, нормальных дорог, достаточного энергоснабжения, нет и природного газа.
Инвесторы не готовы вкладывать частный капитал в развитие инфраструктуры, они готовы его вложить непосредственно в производство, а инфраструктура – задача муниципалитета, решить которую в условиях дефицита бюджета крайне сложно. Мы в течение двух лет решали задачу привлечения инвестора для строительства новой котельной, работающей на отходах деревообработки, в поселке Старая Торопа. Но только после того, как мы решили проблемы обеспечения этой площадки за счет муниципального бюджета водоснабжением, электроэнергией, теплосетями, удалось заключить договор с инвестором, и строительство котельной начнется в этом году.
В районах созданы базы данных по инвестиционным площадкам, которые размещены на наших сайтах. Но этого мало. Предлагаю на уровне области продумать возможность проведения ярмарок таких площадок и инвестиционных проектов, на которых главы районов имели бы возможность непосредственного общения с потенциальными инвесторами.
Поддержка бизнеса особенно важна в сельском хозяйстве. Перспективы мы видим в первую очередь в развитии крестьянскофермерских хозяйств и особенно в нетрадиционной отрасли – рыбоводстве. Это позволит в значительной мере решить самую острую проблему на селе – создание рабочих мест. Принята муниципальная целевая программа поддержки малого и среднего бизнеса в сельской местности, которая предусматривает предоставление земельных участков для фермерских хозяйств по минимальной земельной ставке сроком на три года. Под рыбоводство уже четыре участка приобретено и на них уже начаты работы.
Предусмотрена также компенсация 50 процентов затрат на электроэнергию в течение года с момента регистрации. Фермерские хозяйства обеспечиваются лесом по льготной цене на новое строительство в течение года. Предусмотрена компенсация кредитной банковской ставки в течение одного года. Оказывается практическая помощь со стороны районного бизнесцентра в разработке проектов и бизнеспланов вплоть до их защиты.
Уверен, что такие меры поддержки позволят многим жителям района реализовать свои возможности в малом бизнесе и будут способствовать наполнению муниципального бюджета.
Юрий ТИМОФЕЕВ, глава Западнодвинского района