Во всяком случае – в Твери. В Международный день музыки, 1 октября, в филармонии открылся 48-й фестиваль «Музыкальная осень».
Не случайно именно название одного из премьерных произведений программы озаглавило первый концерт праздника. Кантата «Александр Невский» впервые прозвучала на региональной сцене. Это было поистине мощное и масштабное действо. Музыку Сергей Прокофьев написал для не менее значимого одноименного фильма Сергея Эйзенштейна.
Как отмечают исследователи, это образец советского историко-героического эпоса. В музыкальном полотне разворачиваются картины вражеского нашествия, народного подъема на борьбу с недругом, решающей битвы, оплакивания погибших и прославления Родины. Стоит отметить, что один из принципов построения кантаты – контраст: выразительные, растянутые, широкие мелодии – русская тема, подчеркнуто диссонансная, отрывистая, основанная на латинском гимне, – музыка крестоносцев.
По свидетельствам, Сергей Прокофьев редко использовал подлинные народные прототипы и в случае, когда надо было представить мелодию в русской стилистике, принципиально сочинял «русские мелодии» сам. Так же обстоит дело с семичастным «Александром Невским» – произведение не основано на каких-либо «народных» заимствованиях. Впервые опус сыграли в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского в 1939 г. Дирижировал сам маэстро.
Тверичане услышали сочинение в исполнении губернаторского камерного оркестра «Российская камерата» и сводного хора. В последний вошли губернаторский камерный хор «Русский партес», хор мальчиков и юношей из Конакова, солист – лауреат международных конкурсов Ольга Атрохова. Художественные руководители – Наталья Махновская, Вадим Махновский. Партия органа – заслуженный деятель искусств России Татьяна Сергеева. Дирижер Андрей Кружков.
Когда замолкли последние звуки одной из самых знаменитых работ Сергея Прокофьева, был абсолютный успех! Зал аплодировал несколько минут. Одна из слушательниц подметила: «Сыграли будто на одном дыхании!»
Открытие фестиваля можно описать словами самого великого музыканта: «Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков, с моей точки зрения, незыблемый кодекс искусства».