31 августа исполнилось 85 лет со дня рождения известного русского писателя, члена Тверского отделения Союза писателей России, лауреата литературной премии имени М.Е. Салтыкова-Щедрина, автора 37 книг Геннадия Андреевича Немчинова. Мне хотелось бы познакомить читателей с его сборником «Богова дорога», который был выпущен посмертно.
Для творчества замечательного русского писателя с селижаровскими корнями Геннадия Андреевича Немчинова (1935-2010) характерно философское начало, особенно оно ярко выражено в позднем периоде. В его книгу «Богова дорога» вошли очерки и рассказы последних лет. Они наполнены философским осмыслением жизни, это взгляд на бытие через призму детского мировосприятия. Практически в каждом произведении присутствует автобиографический аспект, но соотношение художественного вымысла и документалистики разное.
Во многих произведениях автор возвращается в далекое прошлое и пытается решить вопросы скоротечности времени, возрастной деформации менталитета человека, пытается понять, что такое счастье и как удержать его.
Философское осмысление бытия Геннадием Немчиновым во многом восходит к православию. Уже в поэтике названия книги, произведений, включенных в нее, просматривается православный контекст («Место для рая», «Молитва», «Под куполом» и другие).
В творчестве прозаика встречаются библейские образы-символы: храм, свет, небо и т.д. Знаковым для многих произведений является мотив дороги. Дорога, путь человека в пространстве рассматривается как жизненный путь, как дорога-судьба. Название книги и одноименного рассказа «Богова дорога» становится сквозным образом, раскрывая мировоззренческую позицию автора. Это не просто дорога в храм, это символическая дорога — жизненный путь, который ведет к Богу.
Жизненный путь анализирует герой в рассказе «Посещение». Автор поднимает философскую проблему жизни и смерти, рассматривая ее с православной точки зрения. И здесь важно отношение человека к своей кончине — это не конец, а начало нового пути, «в котором и будет происходить самое главное». Земная и потусторонняя жизнь сливается в одно целое, у которого нет границ, — это «бескрайность еще предстоящего пути». Проблема жизни и смерти встречается и в рассказе «Богова дорога». Осознание конечности жизни на земле Николай Петрович воспринимает со смирением – «у всех людей одна доля». Путь, который оканчивается «оглушающе-звонким» светом, можно встретить в рассказе «Бесконечность». Путь к свету в православии — это путь к Спасителю.
Геннадий Немчинов часто обращается к душе героев. Этот писатель, как никто другой на Верхневолжье, тонко чувствует любые переливы и движения души, может с точностью их передать. В словесное пространство включены такие словосочетания, как «потянулась моя душа», «роздых для души», «движение души» и многие другие. Подчас раскрытие душевных смятений и состояний является основой повествования, а действия героев уходят на второй план.
Близки к традиционному христианскому мировосприятию такие настроения, как грусть, печаль, тоска, которые часто встречаются в творчестве писателя. Не случайно эпитетом к книге взяты следующие строки: «… когда вдруг настает минута, в которую вместилось все страдание и боль, неизбежные в жизни, мгновенный холод одиночества, смертная тяга к живой близкой душе, которая испытала то же и поймет тебя и утешит — вот тут, уже в полной беспомощной безутешности рука сама собой схватывает… книгу, ты открываешь любую страницу — и наступает то неожиданное облегчение, которое ты так искал и ждал».
Такие состояния души помогают лучше понять боль и страдания другого человека, вызывают милосердие и сострадание. Так, герой рассказа «Богова дорога», испытывая собственное нездоровье, решает молиться за свою супругу Зину. Обращение в своей молитве к супруге происходит исподволь, какими-то силами свыше: «отворилось что-то внутри его разом: Зина».
Православный взгляд на окружающий мир является основополагающим в очерке «Место для рая». Автор во сне попадает в детство и признается, что рай — это место между двух заколов, где раньше он играл. Но с возрастом приходит новое понимание бытия. Находясь на краю жизни, герой понимает, что рай на небе, и его надо заслужить праведными делами на земле.
Философский взгляд Немчинова на жизнь, на происходящее, пристальное внимание к таинственному миру человека не оставляют читателя без внимания, заставляют задуматься над многими вопросами и после ухода писателя из жизни. Произведения не оканчиваются вместе с текстом. Слово Геннадия Андреевича продолжает жить в нас, меняя внутренний мир, который неразрывно связан с внешним.
Наталья ЛОСЕВА