Сто лет назад были созданы Военно-воздушные силы России
12 августа 1912 года последний император Николай II высочайшим указом повелел сформировать первую авиационную часть России при Главном управлении Генерального штаба, по сути создав этим новый род вооруженных сил: Военно-воздушные силы Российской империи – Императорский военно-воздушный флот. Ровно сто лет минуло с того дня, и это, как говорится, «нельзя не отметить». Во всех смыслах слова.
Тверской аэродром Мигалово, как называют его в народе, был построен еще в 1930-е годы и выглядел поначалу несколько иным, в том числе и топографически, чем сейчас. Нынешний в общих чертах вид он приобрел около десяти лет спустя, когда, в частности, и была построена действующая до сегодняшнего дня взлетно-посадочная полоса. До последнего времени на аэродроме дислоцировалась 12-я Мгинская Краснознаменная военно-транспортная авиационная дивизия, ныне преобразованная в Гвардейскую Минскую 6955-ю авиационную базу – единственное в России соединение военно-транспортной авиации, включающее в себя несколько авиачастей, разбросанных по стране от Пскова до Омска.
Основной задачей авиабазы считается обеспечение десантирования личного состава и техники ВДВ, но по факту авиаторам приходится принимать участие еще во многих, зачастую сложных и ответственных, делах: от перевозки грузов (в том числе и гуманитарных) по всей территории земного шара, включая Северный полюс, до технического обеспечения визитов первых лиц государства. Ну и ни один воздушный парад не обходится без тверской военно-транспортной авиации. Вот и в день юбилея – 12 августа – боевой порядок мигаловских самолетов Ан-26, Ан-12, Ан-22, Ил-76 будет принимать участие в торжествах федерального уровня в подмосковном Жуковском.
Преддверие праздника – самое время для того, чтобы рассказать о мигаловском житье-бытье поподробнее. Причем логичнее – именно о дне сегодняшнем и об ожиданиях «на завтра». Хотя бы потому, что в жизни как всей Российской армии, так и тверской авиабазы в последние годы произошли серьезные изменения. И нисколько не менее серьезные – на подходе.
– Именно так, – подтверждает заместитель командира авиабазы Иван Золотько. – Конечно, смена статуса – это уже само по себе весьма значительное изменение, но оно повлекло за собой и реальные преобразования в рамках реформирования Вооруженных сил. Имеющие целью создать соединение, максимально приспособленное для выполнения тех требований, что предъявляются сегодня к армии в целом и к военно-транспортной авиации в частности. И это удалось. Причем изменения коснулись буквально всех сторон жизни и авиабазы, и летного состава. Перечислю вкратце лишь основные: пришло много нового оборудования и техники, ощутимо повысилась заработная плата личного состава, активно решаются вопросы жилищного обеспечения, в том числе и с помощью военной ипотеки.
И отмечу самое, наверное, главное: летчики стали летать. Вы, думаю, помните «лихие девяностые», когда самолеты практически не поднимались в воздух. А какой летчик без практики? Зато сейчас летная работа проводится очень и очень активно, хотя, понимаю, многих тверитян раздражает обилие самолетов в небе над городом. Но это – необходимо. Это – практика. Если лет пятнадцать назад любые (кстати, весьма редкие в то время) учения были событием с большой буквы, весьма нервозным и даже для кого-то неприятным, то теперь все это превращается в обычную, будничную, привычную работу. И тем больше гарантий того, что эта работа в случае необходимости будет выполнена предельно качественно.
– Кстати, насчет полетов над городом – вечного тверского вопроса. Как сообщалось в прессе, Минобороны запланировало глобальную реконструкцию ряда аэродромов, в том числе и Мигаловского. Что эта реконструкция будет в себя включать и когда ее можно ожидать?
– Она в принципе уже началась – на некоторых других аэродромах, включенных в тот список. В частности, в Крымске, что пострадал недавно от наводнения, а также в Воронеже. До нас она дойдет предположительно в 2014–2015 годах и продлится примерно два-три года.
Сразу, раз уж тема такая прозвучала, скажу: да, рассматривается вопрос возможности строительства второй взлетно-посадочной полосы, перпендикулярной существующей. Само рассмотрение этого вопроса стало возможным потому, что между нами и Министерством обороны идет и своеобразный диалог: что лучше делать, как, где… Поэтому факт, что в Твери имеется такая проблема, был, естественно, доведен до высшего командования и учтен им. Как вы понимаете, я не могу ничего гарантировать и ничего обещать. Нет у меня ни соответствующей информации, ни полномочий. Но одно могу сказать точно: вопрос рассматривается. Как он будет рассмотрен, какие сделаны выводы, когда – не могу предсказывать.
Что же до остальной части реконструкции, то она комплексная. Будет охватывать опять же все стороны работы, жизни и быта авиабазы, начиная от капитального ремонта, замены основного аэродромного оборудования, включая покрытия, заканчивая тем, что называется соцкультбытом: ремонта и строительства казарм, гостиниц, клубов, даже спорткомплексов и культурно-досуговых центров. Словом, это очень масштабная и буквально всеобъемлющая программа.
– Еще один, также напрашивающийся, вопрос: как вы планируете отпраздновать юбилей на Тверской земле?
– Предусмотрена большая праздничная программа. Хотя центром торжеств по случаю этой даты, конечно же, будет центр военной авиации России: город Жуковский. Кстати, более ста государств подтвердили участие представителей своих ВВС в этих мероприятиях, что уже говорит о том, насколько высоко ценят в мире нашу страну как страну авиационную или даже военно-авиационную. Естественно, в торжествах будут принимать участие и наши самолеты: около одиннадцати часов утра они поднимутся в воздух и вернутся на базу около шестнадцати часов. Наши гости смогут наблюдать это воочию.
Традиционно будет выставка имеющейся у нас техники, как летной, так и аэродромной. Достигнута договоренность с региональным управлением внутренних дел: намечен показ вооружения и военной техники СОБРа. Будут присутствовать и представители тех видов спорта, что раньше называли военно-техническими: проведут соревнования картингисты и стритрейсеры. Последние обещают устроить еще и выставку тюнингованных автомобилей. Тверской клуб воздухоплавателей намерен провести полеты на воздушных шарах. Будут и развлечения для самых маленьких. В общем, надеемся, что наши гости смогут провести время приятно, интересно, а в
Редакция «Тверских ведомостей» поздравляет военных летчиков Верхневолжья с юбилеем. И желает им мира, чистого неба и, традиционно, – того, чтобы число вылетов всегда было равно числу посадок.
С праздником!
Игорь БОГАТЫРЁВ