Бытует немало шуток о Твери и ее «трех Михаилах», то есть Калинине, Круге и великом князе. Все трое удостоились памятников в важном для их биографии городе. Но только одна из этих скульптур оказалась в ряду визитных карточек Твери.
Памятник Михаилу Тверскому появился на площади, носящей сейчас имя князя, после долгих споров. Их следы до сих пор видны в архитектуре и общественной жизни города.
В 1991 году возникла маленькая группа краеведов-энтузиастов под названием «Бортенево». Изначально она занималась изучением урочища в Старицком районе, где в 1317 году состоялась битва между войсками тверского князя с объединенными силами москвичей и татар. Но вскоре ее задача стала более амбициозной: популяризовать имя Михаила Ярославича и сделать его символом Твери. А символу нужно визуальное воплощение.
Группа запустила инициативу, и в итоге в городском саду появился памятный камень. Надпись на нем гласила, что именно здесь будет установлен памятник князю Михаилу. На следующий год, в девяносто втором, прошел конкурс проектов, но на этом этапе все и застопорилось. Второй конкурс прошел четыре года спустя, но устраивающая всех концепция так и не появилась на свет. Даже место для памятника, несмотря на камень в горсаду, оставалось предметом споров. Может, ему лучше находиться перед Путевым дворцом, там, где стоял тверской кремль? Или на набережной? Или на улице Андрея Дементьева, которая тогда называлась улицей Володарского?
Маленькая группа «Бортенево» стала крупным обществом, названным в честь Михаила. На месте камня поставили поклонный крест. В Бортенево появился мемориальный комплекс, посвященный битве. Шли научные конференции. Даже храм в устье Тьмаки уже был построен, а памятник так и не установили.
В 2004 году дело сдвинулось с мертвой точки, новый конкурс выиграл скульптор Андрей Ковальчук. Он вместе со своим отцом-архитектором нередко брался и берется до сих пор за масштабные исторические проекты: на тот момент он уже изваял преподобного Савву Сторожецкого, череповецкого городского голову Ивана Милютина, первого воеводу Йошкар-Олы и много кого еще, а после памятника Михаилу отметился Петром Великим и Александром III.
Вроде бы компромисс был достигнут. Даже жест поднятой руки князя мог, по широко растиражированной мысли скульптора, читаться как угодно – и как приветствие, и как прощание, и как благословение. Но эпопея на этом не закончилась.
Площадь, на которой установили в итоге памятник, несет следы старых раздоров. В XVIII веке здесь стояла екатерининская триумфальная арка, ее снесли по приказу мстительного Павла. Сперва площадь называлась Полуциркульной, потом получила свое самое известное имя: Почтовая. А после революции она, разумеется, стала Советской (памятная табличка напоминает о митингах, которые здесь проходили). В таком-то месте и продолжить без конфликтов? Невозможно.
Областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры до сих пор считает, что статую Михаила нужно перенести на территорию бывшего кремля. А когда памятник только открыли, каждая деталь подверглась критике. Сейчас его облик уже кажется привычным, но в 2008 году бурные споры велись из-за шапки князя, из-за его плаща, жеста, даже коня, не говоря уже о самом месте, где стоит памятник. Досадные ляпы действительно были: на постаменте второпях сделали надпись «Михаилу Ярославовичу» вместо «Михаилу Ярославичу» (Ярославич – не отчество, как может показаться, а родовое прозвание). Но надпись в итоге заменили на верную, а сам памятник прижился. Оказавшись на площади, теперь переименованной в честь Михаила Тверского, можно не только полюбоваться на визитную карточку города, но и считать скрытые детали. Так, головной убор князя похож на шапку Мономаха – напоминание о том, что именно его первым назвали «князем всея Руси».
А если пройти от площади в сторону набережной, увидим, что на пересечении улицы Дементьева и набережной Степана Разина, на месте, предложенном вначале для памятника Михаилу Тверскому, стоит еще одно творение Андрея Ковальчука – изваяние поэта Андрея Дементьева.