После введения маркировки производители молочной продукции готовятся к дополнительным расходам. Но по факту платить будет потребитель
С 20 января в стране началась маркировка молочной продукции, пока в добровольном порядке. Скоро она станет обязательной: с 1 июня этого года — для сыров и мороженого, с 1 сентября — для молочной продукции со сроком годности больше 40 суток, а с 1 декабря – для «молочки», которая хранится меньше 40 суток. Проследить каждый товар через специальное приложение можно будет только с 1 декабря 2023 года. Но производители готовятся к новшествам уже сейчас.
Маркировка, или нанесение специального кода, постепенно «захватывает» все новые виды товаров. Уже сейчас можно отследить «жизненный путь» шуб, шин, алкоголя – от производства до продажи в магазине. Любой желающий при помощи смартфона может через штрих-код узнать наименование и производителя, дату и место выпуска того или иного товара. В скором будущем планируется внедрить Единую систему национальной цифровой маркировки, которая охватит все отрасли промышленности.
Цель благородная – сократить объем фальсификата и некачественной продукции на рынке, исключить появление подделок на полках магазинов. Это касается и молочных продуктов. Например, под видом натурального творога в упаковке находится творожный продукт, содержащий растительные жиры, стабилизаторы, консерванты и другие добавки. И настоящий состав отличается от указанного на этикетке. Замена молочного жира растительным, который в несколько раз дешевле, — самое распространенное нарушение.
Эксперты считают, что причина тому — отсутствие контроля государства за качеством товаров и услуг. Но вот поможет ли внедряемая маркировка «молочки» с решением проблем, местные, тверские производители сомневаются.
Удвоение контроля
Уже сегодня изготовители молочной продукции региона озадачены грядущими переменами, вопросов пока больше, чем ответов.
— Мы готовы перейти на маркировку продукции, если это необходимо, но у нас возникает вопрос – а действительно ли она нужна? – отметил заместитель генерального директора ЗАО «Калининское» Сергей Оводков. – Есть ряд нюансов, например, как наносить маркировку, какое оборудование выбрать, и будет ли оно вписываться технически в имеющуюся линию фасовки продукции. А с этим могут возникать сложности. Действующая система «Меркурий» сегодня и так контролирует продукцию от хозяйств до завода. Маркировка, по всей видимости, просто доведет продукт до кассы магазина.
Действительно уже несколько лет в стране работает система электронной ветсертификации «Меркурий». Причем введенная для той же самой цели – обеспечение качества молочной продукции. Она также позволяет проследить путь коробки молока или головки сыра от фермы до магазинов.
Отразится на цене
Производители «молочки» уже подсчитывают расходы, ведь обеспечить маркировку товаров придется за свой счет. Если компании покрупнее, как ЗАО «Калининское», спокойно готовятся к новшествам, то небольшие бьют в колокола.
— Маркировка молочной продукции очень осложнит жизнь производителей скоропортящейся натуральной продукции. Запуск требует значительных материальных вложений, перестройки производственного процесса, возможно, даже найма дополнительного персонала. Это огромные финансовые затраты, не понятно для чего, — поделился директор ООО «Николаевская ферма» из Кувшиново Сергей Николаенко. – В конце концов, это отразится на покупателе. Производители будут вынуждены поднять цены, чтобы компенсировать затраты.
Кстати, оборудование для маркировки продукции, утверждают производители, в основном импортное. Поэтому даже закупить его достаточно сложно. Возможно, для производителей «молочки» введут такие меры поддержки, как льготные кредиты на закупку оборудования, обеспечение его технического обслуживания. Об этом пишут федеральные СМИ. Но до конкретных решений дело пока не дошло.
Подделка с маркой
Кроме того, местные производители молочной продукции в один голос утверждают, что проблему некачественных товаров маркировка не решает.
— Нередко на прилавках под видом молока или творога представлены фальсификаты, не соответствующие ГОСТу или ТУ. Вполне возможно, что компании, которые производили некачественную молочную продукцию, так и будут ее производить, только с маркировкой, — поделился мнением Сергей Оводков. — Поэтому польза от нововведения весьма сомнительная. В первую очередь, надо уделять внимание проверке качества продукции.
— Государство должно бороться с фальсификатом, с некачественным продуктом в магазинах – с товаром, где написано «Молоко», а на самом деле разведенная известь. Маркировка к этому не имеет никакого отношения. Она больше относится к подделке брендов. И не застраховывает покупателя от некачественного товара, – уверен Сергей Николаенко.
До обязательной маркировки еще есть время. И пока производители «молочки» разбираются в новом деле сами. Насколько при этом вырастет себестоимость литра молока или килограмма сыра, судить сложно. Называют суммы от 50 копеек (столько по факту стоит один код) до нескольких рублей. Июнь покажет.
Ирина ТЮРИНА
Обязательная маркировка планируется для отдельных категорий продуктов, среди которых молоко, сливки, сгущенка, йогурт, кефир, сливочное масло, мороженое, сыры и творог, безалкогольные напитки с молочным жиром.
Напомним, в России закон о национальной цифровой маркировке товаров вступил в силу 1 января 2019 года. Он предусматривает введение единой системы маркировки во всех отраслях промышленности до 2024 года. Таким способом государство борется с контрафактом.