Недавно, когда я приезжала в очередной раз в Осташков, у меня спросили, как у человека, давно знающего Селигер и окрестности монастыря НилоСтолобенская пустынь, что за кладбище находится на территории проведения молодежного форума «Селигер».
Связано это было с тем, что в середине марта этого года началась общественная кампания по сбору подписей в защиту кладбища, территория которого используется при проведении этого форума. Открыт специальный сайт, на нем представлены обращение к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, а также фотографии, на которых запечатлено, как участники форума ходят по могилам, прямо на кладбище готовят еду и принимают душ. По сведениям, представленным на сайте, некоторые захоронения уже снесены, площадь над ними выровнена. Инициаторы кампании отмечают, что в течение трех лет обращались к организаторам форума, но ответа так и не получили. В своем обращении общественность просит дирекцию форума выяснить реальные границы захоронения, установить ограду по периметру кладбища, даже там, где могилы уже сравняли с землей.
Конечно, когда общественные мероприятия устраивают на кладбищах, это, как минимум, некрасиво. Да и о какой воспитательной работе можно говорить после этого? Конечно, я поддерживаю такое обращение. А относительно того, когда и как появилось это кладбище, могу сказать следующее.
Это не монастырский некрополь. Много лет я занимаюсь историей монастыря НилоСтолобенская пустынь. Конечно, узнала и историю монастырского некрополя. Он был не очень большим. На территории монастыря могилы были или возле разрушенной теперь Покровской церкви, там, где похоронен первый настоятель возрожденной обители архимандрит Вассиан, или непосредственно под главным собором. Но там хоронили только настоятелей или самых почетных людей. Основное же монастырское кладбище находилось на полуострове Светлица. Там стояла церковь Архангела Михаила. Теперь, чтобы найти это место, нужно от монастыря перейти дамбу и свернуть немного налево. Церковь давно разрушена, но в пору моего детства, в 1950х годах, были еще холмики старых монашеских могил. Но еще при нашей бытности в Осташкове от них ничего не осталось. Осталась на Светлице только братская могила умерших от ран наших воинов, когда в 1940х годах в бывшем монастыре был военный госпиталь.
После войны в Ниловой пустыни была сначала колония, а потом дом престарелых. Этот последний просуществовал долго, даже когда в монастыре расположилась турбаза. На острове Столобном туристы не жили: здесь для них работал прокат, располагалась дирекция. А старики доживали свой век. Те, кто были самые бедные, безродные и ничьи, за которыми никто не ухаживал, не приезжал, здесь же рядом находили свое последнее упокоение. Их хоронили за Светлицей, в молодом тогда еловом лесу. Кладбище действовало в 1950–1980х годах.
Мы с мужем лет десять назад приезжали туда. Я думаю, было в ту пору около пятидесяти могил, но, как легко догадаться, они не были ухожены, просто находились в лесу. Когда стали проводиться сначала форумы молодежного движения «Наши», а затем форум «Селигер», я там уже не бывала. А сейчас из газет узнала эту печальную и, к сожалению, не вызывающую в наше время особого удивления историю…
Тамара БАРСЕГЯН, заведующая сектором научнометодической работы Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея рублева, доктор искусствоведения, Москва