В ней девять педагогов и только 13 учеников
В село Борзыни Кувшиновского района мы ехали целенаправленно: хотелось увидеть начало нового учебного года в одной из самых старых сельских школ области. А Борзынской школе в этом году исполняется 140 лет.
Старая сельская школа. Чтото есть в этом словосочетании теплое и близкое сердцу. Мы, выросшие в бетонных стенах типовых школ, как в другую страну ехали туда, где в классах стоят дровяные печи, где скрипят полувековые полы, где из окна видна старая сельская церковь. По пальцам можно пересчитать такие школы в области и стране. Безжалостно прошлась оптимизация по селам: раскатали по бревнышку, сожгли или продали старые школы, заросли детские площадки, тихо стало на них, как будто умерло все. Привычная картина.
…Дорога от Кувшинова до Борзыней в легком тумане. Сворачиваем не туда, выезжаем в какуюто деревню. Едва хотим остановиться, чтобы спросить, как доехать до Борзыней, видим у ворот дома школьника с ранцем за спиной и с цветами в руках. Его, такого торжественного и невыспавшегося, фотографирует мама. Приехали!
Борзынская школа действительно старая. Из новых зданий – лишь столовая. Два других строения – старые сельские школы, перевезенные сюда в 1968 году. Это одноэтажные вытянутые вдоль бревенчатые строения с большими окнами. Низенькое крылечко и видавшая виды табличка «Борзынская основная школа“. Таких школ я видел много, но чтобы на таком крылечке сидели ученики – впервые. Здание с крылечком – это бывшая Турлаевская (еще называют Богуновская) школа, сегодня здесь классы и учительская. Сюда мы зайдем позже. А вообще это школьное место имеет давнюю историю. С 1871 года здесь были разные школы: и земская, и церковноприходская, и семилетка, и восьмилетка. Праздновали в 1996 году 125летие школы. Школа ведь не здание – это особый мир в масштабе деревни.
Линейка готовится в здании рядом – бывшей Сидоровской школе. Сейчас в ней спортзал и мастерские. В мастерских хозяйничает Владимир Иванович Фадеев (“» писала о нем в № 45 от 12 ноября 2010 года). Здесь у него станки, деревянные заготовки, залежи всякого инструмента и тульский баян на табуретке. Владимир Иванович не один десяток лет ведет в школе физику, музыку и технологию: уроки труда, а главное – резьбу по дереву. Дерево здесь режут с одинаковым удовольствием и мальчишки, и девчонки, участвуют в районных и областных конкурсах, выставках, занимают призовые места.
Под звуки баяна (в мастерских началась репетиция) учителя в спортзале вешают цветные буквы, складывающиеся в слова: «Здравствуй, школа!». Спортзал крохотный – в бытность Сидоровской школы здесь было два помещения, в одном из которых – начальные классы. Впервые мы видим в спортзале беленую печь. На одной из стен развешаны листки с текстами и рисунками – это школьный журнал «Очаг», который вместе с учениками ведет Ирина Григорьева. Все говорят, что Ирина Алексеевна очень талантливая, как и ее юные соавторы по журналу. Некоторые рассказы из журнала перепечатывает районная газета. А отец Ирины Алексеевны Алексей Сергеевич Григорьев создал в Борзынях великолепный музей. В нем помещается еще и школьная библиотека. Сегодня за музеем смотрит (и регулярно пополняет) незаменимый Владимир Иванович Фадеев. Копал он этим летом колодцы и у хозяев «старину» всякую чердачную повыпросил для музея.
Но о музее мы уже писали, а насчет Владимира Ивановича скажем, что он в школе из педагогов единственный мужчина, да еще с баяном. Можно представить, какой ему почет и уважение. Надежда и опора, говорят женщины-педагоги.
Пока в спортзал стекаются родители с младшими детишками, в тамбуре переминаются с ноги на ногу нарядные школьники. Их в Борзынской школе в этом году – тринадцать. И цветы у всех – с огорода: астры, георгины, бархатцы и привычные гладиолусы.
Маша Смирнова из деревни Бор – гордость школы. Она будущая выпускница. Сегодня она первый день в девятом классе. Девятый класс – это одна Маша, как и восьмой – одна Настя Тарасова. Маша держит в руках звонок с белым бантом. Первоклашек в школе нет, поэтому звонить сегодня Маше с четвероклассником Пашей Лякиным. Четвертый здесь сегодня как первый.
Наталья Жукова, директор Борзынской школы, рассказывает, что малышей у них нет, потому что те теперь ездят в соседнее село Есеновичи. Вернее, их туда возят.
– Мы не могли их возить в школу, – вздыхает директор. – Нет у нас на это средств. А что такое шесть километров идти пешком? У нас семь учеников ушли в Есеновичи только из-за подвоза.
Заберет машина ребят в половине девятого утра, привезет в пять вечера. Родителям ни встречать, ни провожать не надо. И целый день ребенок
– Читать и писать ребенка компьютер не научит, – философствует Наталья Васильевна. – Жаль, что некоторые этого не понимают.
Конечно, учат учителя. В Борзынской школе учителя удивительные. Их девять, и почти каждый ведет несколько предметов. Наталья Васильевна загибает пальцы:
– Наталья Владимировна здесь училась – здесь теперь работает. Галина Викторовна здесь училась – здесь работает. Светлана Анатольевна тоже. Галина Александровна, Владимир Иванович… Остальные мы, пришлые, 25–30 лет назад сюда приехали.
Раиса Сергеевна Григорьева в школе с 1993 года. Григорьевы – династия в Борзынях, берущая начало от уже упомянутого Алексея Григорьева. Раиса Сергеевна – его супруга. После долгих лет на Дальнем Востоке, переездов из одной школы в другую, где Григорьев неизменно становился директором и создавал краеведческие музеи (их создано пять), они решили вернуться на тверскую землю и приехали в Борзыни в 1993 году.
Раиса Сергеевна всю жизнь работает учителем. Ее стаж – 50 лет. В Борзынской школе Раиса Сергеевна – добрая вторая мама.
– С пятого класса она ведет двух мальчишек. Сегодня они перешли в седьмой, – рассказывает директор Наталья Жукова. – Когда я давала классное руководство, то опасалась: найдут ли общий язык, а когда однажды мальчишки посадили ее на мотоцикл и повезли в поход, я поняла, что все будет хорошо. Мальчишки ее обожают. Она им как вторая мать. В прошлом году, когда она сломала ногу, ходили к ней домой, приносили гостинцы.
Галина Александровна Фадеева дольше всех в Борзынской школе: с 1979 года. Как она говорит: «Мы учили еще родителей сегодняшних детей, учили сегодняшних учителей».
С гордостью встречает она своего выпускника Илью Серебренникова. Илья, высокий и статный парень, широко улыбаясь, ведет за руку маленькую племянницу и брата. Сегодня он студент Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена в Питере.
– Единственный в группе парень из деревни, – гордится Галина Александровна.
Выпускники Борзынской школы, в которой, кстати, вообще не бывает двоечников, поступают на бюджетные места не только в тверские, но и столичные вузы.
Только на вопрос, а возвращаются ли потом они в село, Галина Александровна отвечает не сразу:
– Нет работы, из-за этого люди уезжают. Если закроют школу, то умрет село. Раньше наши выпускники все оставались работать в совхозе, им давали новую технику. Они оставались здесь и создавали семьи. Сейчас совхоза нет. Одни пилорамы. Большинство жителей Борзыней живет детьми и хозяйством.
Конечно, они не выскажут все свои страхи, не расскажут настоящего. Мы для них – приезжие городские «газетчики», но ведь и так все видно. Живет Борзынская школа сегодня – как годы на счетах отмеряет. Любой звонок может стать последним. В селе огромная брошенная церковь, закроют школу – можно ставить крест на Борзынях. Музей не спасет, не говоря уже о клубе.
И нам, газетчикам, чувствовалась торжественность первосентябрьской линейки, которую можно выразить так: «Слава Богу, еще поживем».
Торжественно выстроились и приосанились ученики вдоль стены спортзала: восемь мальчиков в костюмах и рубашках, пять девочек в сарафанах и белых гольфах. Все поместились, как потом легко вместе с учителями поместятся для общего фото на маленьком школьном крылечке. И вручали им почетные грамоты за летние добросовестные труды на пришкольном участке. А потом Настя Тарасова пела песню про маленькую страну – «нашу школу», в которой тепло, учителя – добрые волшебники и «все любят тебя», а Маша и Паша звонили в колокольчик.
А потом топот ног, и все уже с цветами в охапку бегут на крыльцо соседнего здания, застывают на мгновение для фотографирования, а потом привыкшие за лето к тишине классы наполняются гулом, смехом. Ожила школа.
Все собираются в кабинете математики. Здесь Галина Александровна ведет классный час, из ее рук радостные новоиспеченные пятиклассники Таня и Сережа получают «переходящий ключ в страну знаний». Рисуется на бумаге красивая радуга. Спето много песен, разыграно конкурсов. И так все искренне, и без этой вот городской насмешливости друг над другом.
– Ребята, какой бы вы хотели видеть нашу школу? – раздается вопрос.
И со всех концов класса летит:
– Красивой!
– Чтобы не закрывалась!
– Дров побольше!
– Мяч футбольный бы…
Еще по-летнему ярко светит солнце. На сегодня уроков нет, но школьники не спешат расходиться, сидят на лавочке, греются, рассказывают, что было летом.
– Решено разработать понятие малокомплектной школы, – говорит директор Наталья Жукова. – Предполагается, что до 1 января 2012 года разработают, а с будущего 1 сентября начнут финансировать. Но как это будет, никто не знает.
Она еще много рассказывает про подушевое финансирование, про то, как школа в будущем должна перейти на хозяйственную самостоятельность. Про многое другое, не очень веселое. Но настроение все же было оптимистичное, ведь «еще поживем», а значит, учителя еще будут работать, ученики спешить в свои родные классы к любимым учителям, а Маша Смирнова обязательно услышит свой последний звонок в родных стенах. Дай Бог, чтобы он был последним только для Маши, потому что:
– Детишки подрастают. В следующем году обязательно первый класс наберем.
Александр ДЫЛЕВСКИЙ
Кувшиновский район