В наступившем 2014 году мы чтим 700летнюю память со дня рождения великого русского святого преподобного Сергия Радонежского. Устроенная им обитель многие столетия сохраняла ценнейшие сокровища древнерусской письменности. Сегодня большой интерес представляет собрание рукописей СвятоТроицкой Сергиевой лавры. Опубликованные на ее официальном сайте исторические источники привлекают внимание исследователей из разных стран мира, доказательством чего является ежегодное увеличение посещаемости соответствующего раздела на вышеуказанном сайте.
Объектом исследования ученыхисточниковедов стало доступное теперь широкому кругу исследователей «книжное древлехранилище СвятоТроицкой Сергиевой лавры», то есть собрание славянских рукописей, хранящихся сегодня в фондах Научноисследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ).
На основании исторических источников можно увидеть, как созидалась и что представляла монастырская библиотека времен преподобного Сергия Радонежского. Прикосновение к рукописям, собранным руками святого и его учеников, позволит нам увидеть круг вопросов, его занимавших, ощутить его внутренний мир.
Преподобный Сергий явился не только устроителем созданной им обители, но и основателем монастырского книгохранилища, проще говоря – первой библиотеки. Он привил любовь к книжному делу и своим ученикам, которые впоследствии продолжили дело, начатое их святым наставником. Уместно вспомнить труды Исаака Молчальника, преподобных Епифания Премудрого и Афанасия Серпуховского, преподобного игумена Никона, Пахомия Серба и прочих.
По рассказу жизнеописателя преподобного Сергия, первые шаги его учения были неудачны. Грамота ему не давалась, несмотря на все его старания. Об этом он так жаловался явившемуся ему старцу: «Возлюби душа моя вжелети паче всего оучитис грамоту сию, еже и вдань …оучитис, и …зело прискорбна еси душа моя, понеже оучуся грамоте не умею». После чудесного явления старца отрок Варфоломей обнаружил большие успехи в учении. Характеризуя его отроческие годы, преподобный Епифаний Премудрый говорит, между прочим, что он «на заоутренюю и на литургию и на вечерню всегда исхождаше, и святыя книги часто почитающее».
Таким образом, преподобный Сергий еще в ранние отроческие годы своей жизни отличался большим усердием к «почитанию» книжному. Впоследствии, несомненно, его любовь к книгам возросла еще более. Как настоятель обители, он обязан был позаботиться прежде всего о книгах, необходимых для отправления богослужения. Об этом попечении преподобного Сергия мы имеем несколько свидетельств. Так, преподобный Иосиф Волоколамский говорит, что преподобный Сергий, за неимением пергамента и бумаги, писал книги «на берестех»: «слышахом о блаженном Сергие …яко толику нищету и нестяжание имеяху яко в обители блаженнаго Сергия и самыя книги не на хартиях писаху, но на берестех». В описи Троицкого монастыря 1642 года в числе книг лаврского книгохранилища указаны: «два служебника на харьтье; свертки на деревьце Чудотворца Сергия; Евангелие тетръ в десть на бумаге Елисеевское поволочено бархатом на черной земле толкъ Лазарев, Евангелие вдесть на бумаге Исакивской Молчаникова, псалтирь вполдесть на бумаге вначале писаны псалмы Давидовы… писма Исаака Молчавникова». На первом пустом листе рукописи Григория Богослова 16 слов с толкованием Никиты, митрополита Ираклийского, XIV века, имеется приписка «Елисеевской», свидетельствующая о владельце этой рукописи, или о писце Елисее. Исаак Молчальник и Елисей были учениками преподобного Сергия. Преподобный Сергий, можно думать, прилагал много труда, чтобы умножилось число книг в монастыре, и следил за тем, чтобы иноки в тиши своих келий среди других богоугодных дел занимались также и чтением книг. Характеризуя преподобного Сергия как духовнонравственного руководителя подчиненных ему иноков, преподобный Епифаний рассказывает, что он имел обыкновение поздно вечером или ночью обходить монашеские кельи и «аще кого оуслышате или молитву тваряща, или поклоны кладуща… или святыя книги почитающа… о сих оубо радовашеся и Бога благодарящее». Чтение книг аскетического характера входило, очевидно, в круг обязанностей инока наравне с молитвой и рукоделием.
Думается, что ко времени преподобного Сергия можно также отнести с некоторой вероятностью следующие рукописи: Толкование Моисеево XIV века, Ветхозаветные книги XIV века, Паремейник XIII века, Евангелие апракос XIV века, поучения Ефрема Сирина XIII века, поучения Иоанна Златоуста (и др.), Лествицу Иоанна Лествичника 1334 года, Златую Цепь XIV века, Сборник XII–XIII веков, Сборник исхода XIV века, пандекты Никона Черногорца исхода XIV века, Мерило праведное, поучения преподобного Исаака Сирина 1381 года, Требник. Уверенно можно отнести ко временам преподобного Сергия также и другие рукописные книги, как, например, Требник XIV века. В нем в нескольких местах на полях приписано имя преподобного Сергия, откуда можно сделать вывод, что эта рукопись написана еще при жизни преподобного Сергия. В собрании рукописных книг Московской Синодальной библиотеки хранится служебник XIV века, в котором имеется следующая подпись (позднейшей рукою): «Служебник преподобнаго отца игумена Сергия радонежскаго чудотворца». В Собрании Московской Духовной Академии имеются три рукописи, писанные рукою митрополита Киприана, а именно: Лествица 1387 года, Псалтирь с возследованием XIV века и творения Дионисия Ареопагита XIV века. Митрополит Киприан находился в близких дружеских отношениях с преподобным Сергием, о чем свидетельствуют написанные им к преподобному послания. Очевидно, движимый любовью к великому подвижнику, он пожертвовал эти книги для ТроицеСергиева монастыря.
Во времена преподобного Сергия, вероятно, были в Троицком монастыре Жития святых, Житие святого Феодора Едесского, Книга Петра Дамаскина, Поучения Василия Великого о постничестве, Творения Аввы Дорофея, хронограф.
В Троицком монастыре могли пользоваться вообще теми книгами, которые до южнославянского влияния перешли в Россию; таковы, например, огласительные поучения Феодора Студита. Перевод огласительных поучений на славянский язык сделан был в Болгарии не позже X века. В XI веке огласительные поучения Феодора Студита уже были известны на Руси. Феодосий Печерский читал их и в своих поучениях к инокам старался подражать им. В собрании Московской Духовной Академии имеется список поучений Феодора Студита болгарского перевода XIV века. Поучения Феодора Студита читались за богослужением в Великий пост. Еще при жизни преподобного Сергия, кроме Исаака Молчальника, на этом поприще трудились преподобный Афанасий, впоследствии игумен Серпуховского Высоцкого монастыря, и преподобный Епифаний Премудрый. Преподобный Сергий весьма любил Афанасия, между прочим, за его книжные труды; о чем Епифаний в житии преподобного Сергия говорит так: «бе Афанасие в добродетелех мужь чудень, и в божественных писании зело разумень, и доброписания много рукы его и до ныне свидетельствують, и сего ради любим зело старцу».
Становится понятно, как важно для молодой тогда еще обители было накопление духовной литературы различного содержания. В библиотеке Троицкого монастыря XIV века мы находим уже более 30 наименований рукописных книг. Книги писались как иноками монастыря, так и передавались в дар от различных благотворителей. Это Священное Писание Ветхого и Нового завета, богослужебные книги, толкования Священного Писания, святоотеческие поучения. Можно сделать вывод о том, какие литературные интересы имела обитель во времена святого ее основателя, что читал и рекомендовал читать своим ученикам преподобный Сергий. Несомненно, монастырская жизнь была выстроена на богослужении. Богослужебная литература, Священное Писание, поучения святых отцов, читаемые за богослужением и за трапезой, – все эти книги были необходимы для устроения духовной жизни, для преуспеяния в которой и собирались к преподобному Сергию его ученики.
Нельзя не радоваться тому, что ТроицеСергиева лавра не только послужила спасению Отечества в годы тяжких испытаний, но и сохранила для науки драгоценные сокровища книжной древности. По прошествии 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского мы имеем возможность изучать наследие его монастырских трудов.
Сегодня собрание славянских рукописей доступно исследователю благодаря неустанной заботе о его сохранении сотрудников Научноисследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки.
Иеромонах ГУРИЙ, ТроицеСергиева лавра – специально для «Тверских ведомостей»