Контрольно-счетная палата Законодательного Собрания Тверской области проверила законность, целевое и эффективное использование средств областного бюджета, направленных в 2009 году на обеспечение деятельности физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов), построенных в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области в 2005–2009 годах, а также организацию в них предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Объектами контроля стали государственные учреждения Тверской области: «ФОК с ледовой площадкой г. Твери», «ФОК им. Султана Ахмерова», «ФОК и Волочанин» и «ФОК с ледовой площадкой г. Старица».
Проверка ФОКов, которые, к слову, являются общедоступным местом удовлетворения потребностей населения в физкультурной и спортивной деятельности, проведения спортивных мероприятий, показала, что суммарный объем предоставленных в течение 2009 года услуг составил 32040 часов, примерно половина из которых была предоставлена на безвозмездной основе. При этом наибольший объем услуг (79%) предоставили универсальные физкультурно-оздоровительные комплексы имени Султана Ахмерова и «Волочанин», наименьший (21%) – физкультурно-оздоровительные комплексы с ледовыми площадками, что объясняется ограниченным перечнем предлагаемых ими услуг. Тремя из проверенных комплексов в течение года активно проводились соревнования по различным видам спорта.
Бюджетной росписью комитета по физической культуре и спорту Тверской области на 2009 год на содержание проверенных физкультурно-оздоровительных комплексов было предусмотрено 59,1 миллиона рублей. Проведенный анализ исполнения комплексами смет расходов показал, что расходы областного бюджета по проверяемым учреждениям были исполнены на 98,6 процента от утвержденных лимитов. При этом расходование бюджетных средств происходило неравномерно, со значительными отклонениями от кассового плана, что послужило причиной образования значительных неиспользованных остатков средств областного бюджета на промежуточные отчетные даты. Так, например, на 1 октября 2009 года указанный остаток составлял 6,9 миллиона рублей. В результате данные денежные средства длительный период были изъяты из оборота областного бюджета, чем нарушался принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 БК РФ.
При проверке выяснилось, что вопреки требованиям распоряжения Администрации Тверской области от 03.02.2009 № 47-ра «О мониторинге платных услуг, оказываемых государственными учреждениями Тверской области» комитетом по физической культуре и спорту Тверской области не был разработан нормативный правовой акт, регулирующий порядок оказания платных услуг и установления цен на них. Во многом в результате этого тарифы по схожим услугам в физкультурно-оздоровительных комплексах Твери значительно (до 67%) превышали тарифы, установленные физкультурно-оздоровительными комплексами Вышнего Волочка и Старицы. К примеру, месячный абонемент на занятия в тренажерном зале ФОК им. Ахмерова в Твери стоил 1,5 тысячи рублей, в то время как посетителю вышневолоцкого физкультурно-оздоровительного комплекса он обходился всего в 900 рублей.
В результате анализа исполнения физкультурно-оздоровительными комплексами смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности за 2009 год установлено, что общий объем доходов учреждений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, без учета остатка на начало года, составил 8,3 миллиона рублей, что превышает плановые сметные назначения на 16,5 процента.
В нарушение требований законодательства в «Положениях о премировании, оказании материальной помощи, надбавках и доплатах работникам Учреждений» и иных локальных правовых актах государственными учреждениями «ФОК „Волочанин“, „ФОК им. Султана Ахмерова“ и „ФОК с ледовой площадкой г. Твери“ не были установлены качественные и количественные показатели для определения размера поощрительных выплат. При этом в их отсутствие необоснованно производились поощрительные выплаты персоналу данных учреждений.
При проверке по вопросу сохранности и эффективного использования областного имущества, закрепленного за физкультурно-оздоровительными комплексами, установлено, что государственным учреждением „ФОК с ледовой площадкой г. Твери“ безосновательно не использовалась часть помещений общей площадью 63,5 квадратных метра. При этом за указанные помещения учреждением был перечислен налог на имущество на сумму 57,4 тысячи рублей. Кроме того, выяснилось, что в данном физкультурно-оздоровительном комплексе не нашлось применения оборудованию общей стоимостью 347,8 тысячи рублей.
По итогам проверки КСП общая финансовая оценка выявленных нарушений составила 29,3 миллиона рублей, из которых 25,1 миллиона – неэффективное использование бюджетных средств.
Отчет по результатам контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание и Администрацию Тверской области. Кроме того, отчет и представление об устранении выявленных недостатков и нарушений направлены в комитет по физической культуре и спорту Тверской области.
Ольга СЕРГУШИНА