19 ноября исполнилось 142 года со дня рождения советского государственного и партийного деятеля, имя которого нынешняя Тверь носила почти 60 лет.
Михаил Иванович Калинин родился в 1875 году в крестьянской семье. В 1889 году после окончания начального земского училища юный Калинин поступает на службу лакеем к помещику Дмитрию Петровичу Мордухай-Болтовскому. А вскоре вместе с дворянской семьей переезжает в Санкт-Петербург. Работая в услужении, Калинин имел доступ к хозяйской библиотеке, где смог прочитать много книг. В 1895 году он устраивается токарем на машиностроительный завод и участвует в нелегальных кружках. С этого момента политические настроения Михаила Калинина находят отражение в череде арестов и ссылок. Несмотря на это, доверие рабочего класса Калинин все же заслужил. В 1921–1922 гг. принимал активное участие в преодолении последствий голода в Поволжье. Впрочем, по всем вопросам советские граждане могли обратиться к Михаилу Ивановичу. За ширмой большого перечня политических постов он не отдалился от народа, а стоял на страже его интересов. Да и сам Калинин жил просто, небогато, совсем не так, как важная политическая фигура…
Деревянный дом на берегу Медведицы в селе Верхняя Троица Кашинского района Тверской области – родовая изба семьи Калининых. Именно здесь провел детские годы «Всесоюзный староста». Открытая калитка, тропка к крыльцу – как будто Михаил Иванович ждал в гости… Правда, сейчас в его доме музей. Открытый в 1940 году, он по крупицам собирал то, что было дорого семье, что радовало взгляд и согревало душу, чего касались руки. Переступив порог, невольно перемещаешься на столетие назад.
– Мы ничего не меняем, наша задача – сохранять, распространять, рассказывать и гордиться тем, что успели, смогли сохранить, – говорит заведующая Музеем М.И. Калинина Наталья Рыбасова.
А сохранить, действительно, удалось многое. В сенях оставили свои понитники родители Михаила Ивановича; на залавке, крестьянском кухонном столе, – ложка Калинина, самовар, который спас его от ареста, ведь именно в него была опущена запрещенная литература, когда нагрянули жандармы. На полках – тарелки, подарок самого Сергея Есенина. И, конечно, фотографии. На них с открытым и добрым взглядом вся крестьянская семья.
– Быть председателем ВЦИК с марта 1919 года, фактически первым президентом России, а в пору сенокоса приезжать и помогать матушке! – показывая фотографию, восхищается Наталья Рыбасова. – У меня к Михаилу Ивановичу за это огромное уважение.
Уважение заслуживает и то, что даже на высоком государственном посту Калинин никогда не забывал о таком качестве, как стремление помочь. Количество писем к Михаилу Ивановичу исчислялось тысячами. И во всем он пытался разобраться, найти справедливость. Не забывал и о родном селе – содействовал строительству больницы из такого не свойственного тверской природе дерева, как сибирская лиственница.
Впрочем, все удивительное для русского быта привнесла супруга Калинина, Екатерина Ивановна, эстонка по национальности. Это и дворовые постройки под одной крышей, как удобство в обрабатывании зерна и размещении орудий труда; и ледник – термином сегодняшнего дня – холодильник.
На жизнь и быт Михаила Ивановича существенное влияние оказали не только особенности зарубежного ведения хозяйства, но и работа в услужении у соседа-помещика Дмитрия Петровича Мордухай-Болтовского.
Как считает Наталья Рыбасова, именно жизнь в дворянской семье способствовала формированию имиджа Калинина. Такие черты внешнего вида, как усы, борода, пенсне и трость, Михаил Иванович пронес с 18 лет через всю жизнь. Трость так и стоит возле кровати Калинина. С ней он прошел длинный путь – от лакея до «Всесоюзного старосты».
19 ноября исполнилось 142 года со дня рождения Михаила Ивановича. Но память о нем не умирает. Невидимым проводником он показывает свой дом. Как будто отлучившись на мгновение, «Всесоюзный староста» спешит встречать новых гостей…
Светлана УСАЧЁВА