Наш земляк – корифей балета | официальный сайт «Тверские ведомости»
подписка
Международная выставка-форум ВДНХ

Наш земляк – корифей балета

10:28

21 января 2011

1859

Мариинский театр оперы и балета в Санкт­Петербурге всегда стоял особняком даже в общем списке прославленных зрелищно­концертных залов страны. Многие имена прославили этот замечательный театр. В первом ряду славных имен – Аскольд Анатольевич Макаров, наш земляк. Его родовые корни на Тверской земле.

А.А. Макаров – имя знаковое для мирового искусства. Это был артист триумфа и героики, художник новых открытий и бесконечного творческого поиска. В одной из статей о творчестве нашего земляка написано: «Место Макарова в практике истории балета – свое, определенное, совершенно самостоятельное. И он в числе тех, про которых говорят как о незаменимом художнике».

Из вереницы ролей большого мастера сцены память сразу же выбирает несколько. Все они – целая глыба в истории мирового театра. Спартак, Али­Батыр, Отелло, Добрый молодец из «Весенней сказки» (по «Снегурочке» Островского), гоголевский Остап – вот образы, созданные на сцене Ленинградского академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (так в советские времена называлась Мариинка).

Наш земляк А.А. Макаров родом из хутора Ново­Масальское, тогда Зубцовского уезда. Нынче это Ржевский район близ деревни Орехово (всего около 35 километров от Ржева).

Неоднократно бывая в этих местах по делам фольклорно­этнографических экспедиций (еще в конце ХХ века), всегда удивлялась какой­то особой заповедной красоте здешних окрестностей Ржевско­Зубцовского пограничья. С северной, старицкой, части его охраняет задорно­игривая река Иружа; с восточной, московской, стороны защищает и успокаивает неспешная величавость Волги.

Еще в семидесятых – восьмидесятых годах ХХ века здесь была мной записана игра народных скрипачей, жалеечников (старинный духовой инструмент) и гармонистов, собственными руками мастеривших свои музыкальные приспособления. Разные кадрили, переплясы и проходочки еще в живую показывали мне мои земляки, пусть уже чуть побеленные сединой, но верившие в правду, истинность и нужность народной культуры.

В профессиональный восторг приводили московских ученых, музыкантов­фольклористов зафиксированные и звучащие с аудиокассет старинные песни и причитания, которые я привозила со своей родины.

Именно тогда один из моих учителей сказал, что в таких­то потаенных местах Отечества и зарождается новая энергия жизненных сил. Это – как родники, которые своей влагой напитывают целые реки и вдыхают свежие активные живые потоки в большие народы. И моя теперь уже большая практика научной исследовательской работы доказывает неоспоримость таких рассуждений.

…Ржевско­Зубцовское Поволжье: деревни Орехово, Масальское, сельцо Иружа и часть прилегающих к ним земель, до событий 1917 года было вотчиной богатой родовитой семьи Воейковых­Масальских. Среди местного дворянства она была уважаема и известна в округе своими «эстетическими вкусами и художественными пристрастиями».

Как рассказывали мне старожилы, дворовые барские усадьбы и в Орехове, и в Масальском имели очень величественный вид (они находились в приличном состоянии еще в 1970–1980­е годы). В Орехове это было красивое добротное жилое здание классической постройки, три сообщающихся между собой рукотворных пруда, на глади которых летом покачивались лодочки, хорошо обихоженный сад и парк, много цветов.

В Масальском долгое время барский дом служил казенным жильем для полусотни (!) местных крестьянских семей. Его полуразрушенные конструкции и сейчас еще стоят на высоком берегу Волги. Глазницы пустых окон с грустью смотрят на общее окружающее разоренье.

А ландшафт здесь удивительный: широкие и раздольные виды на речные просторы (невдалеке Иружа впадает в Волгу), высокие боры и рощи, березовые пролески в переплетениях лугов и полей. До сих пор сохранились даже ступеньки настила – выложенной камнем лестницы, спускавшейся к реке. (Раньше здесь даже была оборудована речная купальня, пол и стены которой были отделаны и покрыты кафельной плиткой.)

К сожалению, время и история не пощадили творения рук человеческих.

…Но вернемся к нашему земляку.

Аскольд Анатольевич Макаров родился 3 мая 1925 года. В своих анкетных данных всегда писал: «хутор Масальское, социальное положение – из служащих». На самом же деле это теперь можно говорить, не скрывая) был он из дворянского рода, по воспоминаниям самого артиста, имевшего свои наследственные ветви с графиней Головкиной и известным родом Пушкиных, другими именитыми фамилиями России.

Среди его родственников были и музыканты. Так, женой известного композитора Анатолия Константиновича Лядова стала двоюродная бабушка А.А. Макарова.

С начала тридцатых годов он с матерью Ольгой Анатольевной (по образованию она инженер, работала на Волховстрое) и семейством родной тетушки Зинаиды Анатольевны обосновывается в Ленинграде. В Масальское все приезжали на лето.

 В Ленинграде живут в маленькой комнатке большой коммунальной квартиры на Троицкой улице (теперь улица Рубинштейна).

По воспоминаниям, с детства Аскольд отличался от сверстников особым «вдумчивым отношением к себе», был «каким­то таинственным» и всегда очень обязательным.

Мать, женщина властная, умная, сильная, очень энергичная, старалась дать сыну хорошее воспитание и образование: постоянными были посещения лучших театров, чтение и музыкальные занятия.

Часто в гости приходила Анна Михайловна Щевелева – старинный друг семьи, любимая тетушка Аскольда. Она работала костюмером в театральных пошивочных мастерских на улице зодчего Росси. Там же помещалось хореографическое училище и репетиционный зал балетной группы Мариинского театра. Анна Михайловна постоянно брала Аскольда на спектакли. Такие посещения театра были праздником.

Однажды во время обычного домашнего торжества (Аскольд уже пошел в школу) тетушка обратила внимание на добротное классическое телосложение мальчика, его особую грациозность, изящность и мужественную стройность. Подметила гибкость, пластичность и деликатность жестов. Решение семьи и Аскольда было единодушным: занятие не только хореографией, но классическим сценическим танцем.

Тетя, не колеблясь, повела племянника на просмотр к знаменитой А.Я. Вагановой – артистке балета (она работала солисткой в Мариинке в 1897–1916 годах), ведущему преподавателю хореографического училища. Ее оценка природных физических возможностей и элементарных навыков сценического движения юного Аскольда была высокой. Именно поддержка А.Я. Вагановой и стала доброй путевкой для нашего земляка на всю его дальнейшую жизнь.

Всего год Аскольд проучился в обычной школе на Фонтанке в здании бывшего Екатерининского института. В 1933 году он становится учащимся Ленинградского хореографического училища.

Особой тяги к танцам Аскольд не чувствовал. Он коллекционировал спичечные коробки, играл «в чижика»… Но мать, проявив характер, настойчиво и терпеливо водила сына на занятия (ежедневно они продолжались с 9 утра до 6 вечера), следила за режимом.

Уроки танца вели ведущие солисты Мариинского театра Л.С. Петров, позже – А.И. Пушкин, А.А. Писарев, А.В. Лопухов, В.И. Пономарев. Уже со второго класса ученики участвовали в массовых сценах театра, где в то время работали Уланова, Дудинская, Зубковский и другие корифеи сцены.

Вместе с училищем Аскольд пережил начало войны, эвакуацию на Северный Урал в Пермь, с ним же возвратился в ставший родным город на Неве.

Аскольд Анатольевич был не просто студент, а окрыленный идеями молодой артист балета, подающий большие надежды. Он самостоятельно репетировал все: заглавные роли и незначительные партии второго плана, танцевал в кордебалете и помогал в массовых сценах. Не боялся и не чурался никакой театральной работы: репетиции, репетиции и тренировки. До изнеможения, до высочайшей математической выверенности и отточенности движений, мимики, жеста. До профессиональной скрупулезности. Уже на последнем курсе училища ему предлагают вакансию в кордебалете именитого Ленинградского театра имени Кирова. В этом театре он проработает до 1970 года. 27 лет – целая эпоха в развитии советского и мирового балета.

В 1943 году Аскольд Анатольевич блестяще заканчивает исполнительский факультет училища. Его имя заносится на почетную доску лучших учеников. На своем выпускном спектакле он танцевал в «Лебедином озере» партию Зигфрида. До 1947 года танцует в театральной массовке. И ежедневно занимается самостоятельно – учит роли, выверяет партии, ищет новые приемы сценической хореографии. С 1947 года – ведущий солист театра.

Его партии­роли становятся художественным триумфом в культурной жизни страны. Зигфрид ( «Лебединое озеро»), Жан-де Бриен ( «Раймонда»), Базиль ( «Дон­Кихот»), Вацлав и Гирей ( «Бахчисарайский фонтан»), Филипп ( «Пламя Парижа»), Остап ( «Тарас Бульба» В.П. Соловьева­Седого), Спартак, Рыбак ( «Берег надежды» А. Петрова) и многие другие. Практически все сыгранные роли вызывают признание самых авторитетных знатоков этого элитного вида искусства.

За роль Батыра ( «Шурале») А.А. Макарову присуждается Государственная премия СССР (1951). В 1957 году ему присваивается звание заслуженного артиста РСФСР.

В 1983 году получает статус народного артиста СССР – высшее для артиста признание заслуг.

Классика и современность, современность и авангард – именно так выстраивалась творческая стезя артиста Аскольда Анатольевича Макарова. И все же акцент его личностного кредо был направлен на новые исполнительские возможности сценического танца: смелость и дерзость личностных авторских решений, новизна в подаче сценического образа, эксперимент в танце как взгляд на театральное действо.        

Наработанные жизненный опыт и профессиональная мудрость стали для А.А. Макарова средством нового творческого поиска: научно­педагогического и исследовательского.

В 1957 году он оканчивает Государственный институт театрального искусства (ГИТИС). В 1969 году защищает диссертацию на ученую степень кандидата искусствоведения по проблеме современной интерпретации балетного искусства. С 1970 года приглашен на преподавательскую деятельность в Ленинградскую консерваторию (балетмейстерское отделение), где в 1976 году за результаты педагогической работы и целый ряд научно­методических трудов ему присваивается звание профессора.

В эти же годы выходят в свет многие научные и научно­популярные статьи Аскольда Анатольевича о балете, музыке для хореографического искусства, его рассказы о современных балетных постановках. Ему и его уникальному творческому таланту балетмейстера, режиссера, танцора, педагога посвящаются целые монографии. Они неоднократно переиздаются и выходят большими тиражами. Его творческое имя становится эталоном в балетном искусстве. О нем рассказывают классические энциклопедии.

В 1976 году Макаров становится художественным руководителем труппы «Хореографические миниатюры», ставшей впоследствии всемирно известным коллективом.

Аскольд Анатольевич воспитал очень много учеников, которые и сегодня работают во многих странах мира. Да и вся его семья – жена Нинель Петрова и сын Александр – имена, очень яркие и известные в театральном мире.

А.А. Макаров стал членом Всемирного клуба петербуржцев, ему был вручен почетный орден «Созидатель Петербурга».

24 декабря 2000 года закончился земной путь нашего земляка – Аскольда Анатольевича Макарова. Он похоронен в Петербурге на Никольском кладбище Александро­Невской лавры, где ему поставлен уникальный памятник.

…Как рассказывал один из старожилов Ржевского края Алексей Михайлович Грезнев, летом 1955 или 1956 года в Масальское приезжал барин со своим другом. Они просили тогда местное начальство продать отчий дом. Но – времена были другие – не базарные. Им, конечно же, отказали.

Они еще немного пожили в деревне, ночевали в ветхом домишке у старой няни, которая их помнила и любила. И каждый день с раннего утра до вечерних сумерек все ходили и ходили «своими большими журавлиными ногами» по окрестным землям, как будто хотели что­то запомнить.

Еще поведал мне Алексей Михайлович, что деревенским мужикам, которые интересовались, как да откуда к ним такие далекие гости пожаловали, один тот важный господин тогда сказал, что служит он в театре. По всей видимости, уважаемый читатель, это и был Аскольд Анатольевич Макаров.

Ольга КУЗЬМИНА

0
"Тверские ведомости" теперь в Дзене! Подписывайтесь на наш канал и читайте только важные новости. Также присоединяйтесь к нам в ВК, ОК и Телеграм.

Из этой же рубрики

Лента новостей

В каких городах Верхневолжья не будет света с самого утра первого понедельника июля

16:50 / 30.06.2024 77

В Тверской области стало светлее за народные деньги

16:14 / 30.06.2024 40

Нежданное путешествие в лес: волонтеры «Совы» рассказали историю спасения бабушки из Верхневолжья

15:43 / 30.06.2024 233

У калязинской колокольни в Тверской области появилась копия

15:19 / 30.06.2024 57

Никаких бананов и хлопьев: какие продукты стоит отдать врагу утром

14:37 / 30.06.2024 3887

Торопецкие школьники съездили в гости к ржевским медикам

14:25 / 30.06.2024 63

Аномальная жара в Верхневолжье изменила брачные паттерны насекомых

13:51 / 30.06.2024 411

Пожилая женщина из Верхневолжья потеряла свыше 15 000 рублей при попытке купить куклу

13:17 / 30.06.2024 117

Молодёжь Верхневолжья приглашают в летнюю мастерскую дизайна в Тверском императорском дворце

12:50 / 30.06.2024 73

Глава Вышневолоцкого округа пообщалась по телефону с населением

12:15 / 30.06.2024 70

Взрослый конаковец использовал карту пенсионерки для своих нужд

11:55 / 30.06.2024 120

Учителя андреапольской школы приняли участие в профсоюзной спартакиаде по туризму и спорту

11:25 / 30.06.2024 42

На севере Тверской области из реки вытащили тело мужчины

10:57 / 30.06.2024 663

В Верхневолжье прошёл слёт туристов — школьников

10:56 / 30.06.2024 115

44-летний житель Верхневолжья огрел своего соседа металлической лейкой

10:45 / 30.06.2024 307

Житель Верхневолжья захотел приятно провести время с двумя «жрицами любви» и стал жертвой аферистов

09:32 / 30.06.2024 482

Африка, банька и качели: что приготовила погода для жителей Верхневолжья в первую неделю июля

08:46 / 30.06.2024 2037

В акватории озера Селигер в Тверской области утонул мужчина

21:39 / 29.06.2024 1346

Глава округа в тверском регионе сфотографировался с помещицей-основательницей поселка Оленино

20:03 / 29.06.2024 368

В Андреапольском округе благоустроили детскую площадку

19:44 / 29.06.2024 168

Победителем конкурса народных мастеров декоративно-прикладного искусства стала директор Дома народных ремесел Вышневолоцкого округа

19:10 / 29.06.2024 168

Пьяный мужчина пытался угнать автомобиль в Тверской области

18:23 / 29.06.2024 840

Компания «Транспорт Верхневолжья» прокомментировала инцидент, который произошел с подростком в автобусе в Твери

17:38 / 29.06.2024 478

Появились подробности пожара в деревне Калязинского округа

17:23 / 29.06.2024 3259

Жители Калязинского округа отмечают День молодёжи

17:13 / 29.06.2024 217

В ближайшие часы в Тверской области ожидаются гроза и ливень

16:37 / 29.06.2024 3205

Глава Калязинского округа рассказал студентам о трудном детстве

15:55 / 29.06.2024 198

В Тверской области 100 лет исполнилось ветерану Ивану Васильевичу Кирину

15:16 / 29.06.2024 376

Дворы и парковки ремонтируются в городе Тверской области

14:45 / 29.06.2024 197

Торопецкая библиотека обучила детей финансовой грамотности

14:00 / 29.06.2024 150